Главная > Персонажи сказок > Микула Селянинович

Микула Селянинович

Микула Селянинович
Микула Селянинович - богатырь-пахарь, прославленный в русском фольклоре. Персонаж изображается красивым и статным мужчиной в дорогом наряде. Обладая фантастической силой, он предпочитает не воевать, а заниматься любимым делом - возделывать землю и растить урожай. Хлебопашец Микула наделён трудолюбием, добротой, умом и щедростью. Он входит в тройку "старших" былинных богатырей вместе с князем Вольгой Святославовичем и силачом Святогором. Герой занимает в славянском эпосе особое положение - его любит и благословляет сама Мать Сыра Земля.

Интересные факты:

  • занимается хлебопашеством
  • нарядно одевается и имеет богатое снаряжение
  • наделён огромной силой от Земли-матушки
  • легко носит сумку, в которой вся "земная тягость"
  • варит пиво и щедро угощает им народ

На работу - как на праздник!

Микула Селянинович - богатырь-хлебопашец, воспетый в былинах новгородского цикла. Герой предстаёт перед читателями молодым, крепким и привлекательным мужчиной. Как любимый сын Матери Сырой Земли, он наделён огромной силой. Микула занимается крестьянским трудом: возделывает землю, сеет пшеницу, собирает и обрабатывает урожай. Трудится он не ради выживания, а для собственного удовольствия. Работа приносит богатырю радость, поэтому, собираясь в поле, он одевается красиво - словно идёт на праздник.

Пуховая шапка, чёрный бархатный кафтан и зелёные сафьяновые сапоги придают персонажу щегольской вид. Внешность Микулы Селяниновича соответствует его наряду - высокий рост, соболиные брови, ясные карие глаза и шёлковые русые кудри, рассыпающиеся по плечам. Отдельно стоит упомянуть рабочее снаряжение былинного пахаря, которое выглядит весьма богато. У богатыря кленовая соха, украшенная булатными омешками, серебряным присошком и золотым рогалем. Герой пашет землю на молодой кобыле соловой масти. Он купил её жеребёнком, заплатив 500 рублей.
Это очень дорогая цена, зато кобылица Микулы превзойдёт любого коня. Она необыкновенно сильная, быстрая, а уж какая красивая - золотистого окраса, с белыми гривой и хвостом! Юный князь Вольга Святославович с восхищением отзывается о Микулиной лошади, которой "цены бы не было, кабы была коньком".

Сверхъестественная мощь

До современных читателей дошли две былины, посвящённые богатырю-оратаю. Фольклорные произведения повествуют о том, как легендарный землепашец встретился с Вольгой Святославовичем и Святогором. В обоих эпизодах подчёркивается потрясающая сила Микулы Селяниновича. Только он может идти в гору быстрой походкой, неся на плече котомку, в которой сосредоточена вся земная тяга. С виду его сумка кажется небольшой, однако Святогор не может её поднять, как бы ни старался - а ведь этому великану под силу выкорчевывать леса и переворачивать горы!

У былинного пахаря не только дорожный мешок неподъемный, но и соха необыкновенно тяжёлая - простому человеку с ней не совладать. Вся княжеская дружина, состоящая из тридцати дюжих молодцев, не может выдернуть из земли деревянную сошку Микулы. Приходится герою возвращаться в поле и самому с ней управляться. К удивлению дружинников, он легко убирает плуг одним движением руки. В этой сцене тонко передана следующая мысль: каждый пахарь при желании может стать воином, но далеко не каждый воин осилит мастерство хлебопашца. Добродушный силач Микула выступает персонажем, олицетворяющим мощь и трудолюбие крестьянских мужиков, которые возделывают землю и кормят народ.

Микула Селянинович пашет землю

Светлый образ русского пахаря

По натуре Микула Селянинович добр, открыт и миролюбив. Богатырь применяет свою невиданную силу только если по-другому разрешить конфликт не удаётся. Когда он едет в город Ореховец, его осаждают местные мужики-разбойнички, требующие денег. Сначала герой даёт им монеты, но когда видит, что желающих поживиться становится всё больше, осаживает наглецов. Те оказываются непонятливы - Микуле приходится их "отталкивать да кулаком грозить". Учитывая богатырскую силушку персонажа, результат потасовки предсказуем: "который стоя стоял, тот сидя сидит, который сидя сидел, тот лежа лежит". Хоть Микула кроток и незлобив, постоять за себя он умеет.

Ещё одна отличительная черта героя - глубокая мудрость. Понимая, что перед ним не простой человек, Святогор спрашивает Микулу о своей судьбе. Тот отправляет великана к Северным горам, где живет кузнец-предсказатель. Посетив колдуна, Святогор узнает, что ему предначертано в будущем. В былинах подчеркивается, что Микула Селянинович умом превосходит даже богатыря Вольгу, известного своей хитростью. Слушая рассуждения князя, оратай восклицает с доброй усмешкой: "Ай же глупый ты, Вольга Святославович!" Можно сказать, что в троице "старших богатырей" пахарь Микула - самый сильный и умный персонаж. Но, будучи скромным, он не кичится своими способностями.

Богатырь-землепашец энергичен и трудолюбив. Глядя, как работает Микула, поневоле залюбуешься. Он кладёт борозды, словно глубокие рвы, легко вывёртывает из земли огромные пеньки и отбрасывает в сторону увесистые валуны. Оратай идёт за сохой так быстро, что княжеская дружина не поспевает за ним даже на резвых скакунах. Видно, что возделывание земли - его истинное призвание. Что же делает Микула Селянинович с собранным урожаем? Тут проявляется вся русская широта его души - он замачивает рожь, варит хмельной напиток и угощает им деревенских мужиков. Народ любит щедрого Микулу и радостно поёт ему хвалу.

Дочери-богатырки

В народных преданиях содержится мало информации о происхождении легендарного пахаря. Матерью Микулы считают Сырую Землю, а его отец в былинах не упоминается. Однако "говорящее" отчество Селянинович наводит на мысль, что его носитель неразрывно связан с жителями русских деревень узами духовного родства.

У героя есть две дочери - Василиса и Настасья. Это не обычные девушки, а настоящие поленицы - бесстрашные девы-воительницы. В бою они легко одерживают победу над сильными соперниками. Настасья Микулишна становится женой богатыря Добрыни Никитича, а её сестра Василиса выходит замуж за черниговского боярина Ставра Годиновича. В семейной жизни дочери Микулы проявляют себя как любящие, верные и мудрые супруги.

Микула Селянинович и Никола Вешний

Образ богатыря-оратая тесно связан со святым Николаем Чудотворцем. Как же так вышло? По мере того, как на Руси распространялось православие, мифические герои и языческие божества подменялись христианскими святыми. Так, вместо громовержца Перуна по небу стал разъезжать пророк Илья на своей огненной колеснице. Бога Велеса, покровительствовавшего животным, заменил святой епископ Власий Севастийский. Его изображали на иконах в окружении домашнего скота - коров, овец и лошадей. Нечто подобное произошло и с хлеборобом Микулой, носившим простонародную форму имени "Николай".

Крестьяне соотнесли любимого былинного богатыря с православным святым, и даже позаимствовали у латинян весеннее торжество в честь Николы Угодника. Дело в том, что праздник перенесения мощей Николая Мирликийского отмечался 22 мая (9 мая по старому стилю), а следующий день в славянском календаре считался именинами Матери Земли. Люди верили, что 23 мая (10 мая) все поля и луга отдыхают, а лечебные травы приобретают особую силу. Так в народной культуре чествования святого Николая Чудотворца, богатыря Микулы Селяниновича и Земли-матушки слились в одно весеннее празднество, наполненное солнечным теплом, свежей зеленью и птичьим пением.