Название произведения | Белые ночи |
---|---|
Автор | Федор Михайлович Достоевский |
Жанр | повесть, сентиментальный роман |
Год написания | 1848 |
Повествование открывается обращением рассказчика к читателю и развернутым описанием ночи, в ходе которого герой изображает и свои чувства: С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают…
Повествователь подробно рассказывает, насколько знаком ему Петербург, до мельчайших деталей, до каждого дома и камня на брусчатке. Но настоящих друзей, кроме самого города, как олицетворенного персонажа, у него нет. Ему невыносимо скучно находиться в своей комнате с паутиной и зелеными обоями, в этом пространстве он еще более четко осознает свое одиночество. Размышляя об этом, герой отправляется на ночную прогулку по набережной канала, напевает песню, чувствуя себя счастливым человеком здесь, на улицах города. И тут-то и происходит приключение, изменившее, по крайней мере, взгляды на жизнь рассказчика.
В стороне он видит девушку, рассматривающую мутную воду канала. Герой невольно залюбовался этой особой и случайно услышал ее глухие рыдания. Она же, поняв, что привлекла к себе внимание, пытается скрыться из виду, но в это время к ней подлетает пьяный прохожий с явно не добрыми намерениями, герой же не растерялся и с помощью палки прогоняет незваного гостя. Между девушкой и ее спасителем завязывается разговор, в ходе которого повествователь представляет себя как мечтателя:
«Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни…»
Герои договариваются о встрече снова, им становится интересно друг с другом, девушка обещает открыть некую тайну, но это случится только завтра. Мечтатель, окрыленный возможностью живого, неподдельного общения и желанием помочь героине, чувствует себя абсолютно счастливым.
Герои встречаются в 10 часов вечера в условленном месте. Девушка просит подробно рассказать, что за человек ее новый знакомый. История героя открывается словами: «…жил сам по себе, то есть один совершенно…». Рассказчик называет себя типичным представителем общества того времени: мечтателем. «Мечтатель – не человек, а… существо среднего рода. Селится …где-нибудь в неприступном углу…». Он сравнивает себя с улиткой или черепахой, которые так же, как он, любят свои непритязательные домишки, не желающие с ними никогда расставаться, любящие одиночество, но в то же время страдающие от него.
Дни проходят однообразно, в жизни героя ничего не меняется, но в каждом таком дне есть особый час, которого дожидается наш рассказчик:
«…когда кончаются почти всякие дела, должности и обязательства …он не смотрит, но созерцает как-то безотчетно. Он теперь уже богат своею особенною жизнью…»
Он мечтает, представляет, воображает, уходит в фантазийный мир. И где он только не бывает в этом мире, о чем он только не мечтает. Герой считает всех остальных людей бедными, поскольку они заняты только реальной жизнью и не умеют мечтать.
«Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу».
Но приходит новый день и приходится сталкиваться с менее прекрасной реальностью. И все повторяется вновь. Так и живет герой. Он ощущает свою трагедию:
«…я никогда не способен начать жить настоящей жизнию… А между тем, чего-то другого просит и хочет душа!»
Девушка, слушая рассказчика, чувствует его одиночество и все более к нему проникается, делится с ним историей своей жизни.
Имя героини – Настенька. Ей 17 лет, воспитывается у бабушки, так как родители рано умерли. Героиня совершила какой-то небольшой проступок, а бабушка, будучи слепой, взяла булавку и пришпилила мое платье к своему…
, чтобы Настенька исправилась и сделалась лучше. У бабушки есть небольшой старый дом, комнату в мезонине которого она сдает.
К ним заселился молодой человек, в которого влюбляется Настенька. Он дает прочитать ей «нравственные» книги, Вальтера Скотта, водит ее в театр на «Севильского цирюльника». Однажды сообщает, что должен уехать. Настенька, отцепившись наконец от юбки бабушки, собирает вещи и просит, чтобы он забрал ее с собой. Но молодой человек обещает ей счастье в будущем, сейчас он должен устроить свои дела в Москве, когда же он вернется, то попросит руки у бабушки Настеньки. Героине ничего не остается, как ждать.
И вот он уже три дня как вернулся, а к ней все не приходит, оттого-то она и рыдала вчера на набережной. Наш герой вызывается помочь Настеньке и предлагает передать от нее письмо к знакомым, у которых должен был остановиться возлюбленный героини.
Мечтатель и Настенька встречаются на следующий день, ждут на скамейке героя, которому было написано письмо, но он не приходит. Весь вечер и ночь он разговаривают о нем, рассказчик понимает, что сам влюблен безвозвратно в Настеньку, но боится оскорбить ее своим признанием.
«О! Настенька, Настенька! Если б ты знала, в каком я теперь одиночестве!»
Ни письма ответного, ни известия от приехавшего героя нет, Настенька теряет всякую надежду на встречу с возлюбленным. Мечтатель пытается ее ободрить и признается ей в своей искренней любви. Настенька в отчаянии и в то же время в надежде произносит слова:
«…я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно; потому что я сама такова, и он недостоин меня…любовь моя будет наконец достойна вашей любви…»
В каком-то лихорадочном состоянии герои начинают строить планы на будущее, где и как они будут жить, как будет крепнуть их совместное счастье.
Но тут мимо них проходит молодой человек и зовет Настеньку по имени.
«Боже…как она вздрогнула! Как она вырвалась из рук моих и порхнула к нему навстречу! Я стоял и смотрел на них как убитый.»
Настенька обернулась к рассказчику, обняла его и снова бросилась к своему возлюбленному. Наконец оба исчезли с глаз повествователя.
«Мои ночи кончились утром»
Мечтатель получает письмо от Настеньки:
«Я обманула вас и себя. Это был сон, призрак…О, если б вы были он!.. Благодарю вас за эту любовь…»
Герой несколько раз перечитывает письмо, плачет: …передо мной мелькнула так неприветливо и грустно вся перспектива моего будущего…
Рассказчик и через много лет видит себя одиноким, в этой же комнатке, с такой же висящей по стенам паутиной. Но к Настеньке не чувствует обиды или зла:
«…да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Комментарии