Главная > Краткие содержания > 10 класс > Человек в футляре

Человек в футляре - краткое содержание

Человек в футляре
Название произведенияЧеловек в футляре
АвторАнтон Чехов
ЖанрРассказ
Год написания1898
В рассказе Чехова описывается один из типов современных ему людей. Человек в футляре – это учитель греческого языка Беликов, личность которого столь слабая и неопределенная, что все время ищет защиты извне. В своем произведении писатель поднимает вопрос взаимодействия человека и общества, их взаимообусловленности.

Главные герои

  • Беликов - учитель греческого, сосед рассказчика, «человек в футляре»
  • Буркин - учитель гимназии, рассказчик
  • Варенька Коваленко - сестра одного из учителей, потенциальная невеста Беликова
  • Михаил Саввич Коваленко - брат Вареньки, учитель истории и географии, приезжий украинец
  • Иван Иваныч Чимша-Гималайский - ветеринарный врач

Краткое содержание

Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, охотники, останавливаются на ночлег возле села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия. Чтобы скрасить время, они рассказывают истории. Вспоминают Мавру, жену старосты, замкнутую женщину, которая в последние годы из дома выходит только ночью. Буркин развивает идею, что возможно, стремление закрыться, запереться в скорлупе, — это атавизм, воспоминание о временах, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге. Таких людей немало, убежден Буркин. Он приводит пример – учитель греческого языка Беликов, его недавно умерший сосед. Он всегда одевался не по погоде тепло, словно пытаясь «запечатать» себя в одежду, и каждая деталь его гардероба, будь то часы, нож или зонтик, все было в отдельном чехле.

«У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний»

Буркин о Беликове

Он словно боялся действительности, отрицал настоящее и хвалил прошлое, и даже предмет, который он преподавал, служил ему своеобразным футляром.

«И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь»

В разрешениях учитель видел что-то недосказанное и смутное, а неопределенность его страшила. Боялся он и любой новизны, как чего-то еще не проверенного и потому ненадежного. Он стремился перестраховаться во всем, боялся начальства и даже отчислял учеников, которые казались ему угрозой стабильного течения жизни в гимназии. Общаться Беликов не умел даже со своими "товарищами-учителями":

«придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами»

Беликов в общении

Все побаивались Беликова, помня, что человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет, находя способы внушения своих странных желаний и незаметно, но активно воздействуя на жизнь города. Как и Беликов, мало-помалу жители города стали бояться всех и всего, осторожничать в действиях, руководствуясь принципом как бы чего не вышло!

Страх не оставлял Беликова и дома, он прятался от него в крошечной спальне, таком же футляре, как и его одежда. Он боялся, что его зарежет повар Афанасий, и прятался под одеялом, страшился воров, и даже ночью ему снились кошмары.

Однажды Беликов чуть не женился на сестре учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко, украинке Вареньке.

«лет тридцати, …высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, …не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет»

Варенька Коваленко

Она нравится учителю, и сама общается с ним довольно дружелюбно. Директорша гимназии высказывает мысль, что можно было бы поженить их. Чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного, вздорного! — замечает Буркин. Затея эта сразу кажется ошибочной, хотя бы потому, что Варенька любит бывать на публике, а Беликов этого боится. С братом Варенька ссорится, они кричат друг на друга даже при гостях. Замужество кажется ей возможностью избавления от вздорного брата, и она начинает оказывать…Беликову явную благосклонность. Весь город, и товарищи, и дамы, уговаривает Беликова жениться, однако несчастный Беликов, хоть, кажется, и решается на авантюру, но начинает страдать. Нанося визиты Коваленко, он еще сильнее замыкается в себе. Нерешительность его обостряется, он вновь начинает думать, чтобы потом чего не вышло, и все медлит с предложением. Брат Вареньки, сильно недолюбливая Беликова, воспринимает возможный брак с безразличием.

Однажды кто-то рисует карикатуру на Беликова с Варенькой, подписав героя влюбленный антропос («человек» — греч.), карикатуру доставляют всем учителям гимназии, в том числе и самому Беликову. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление. Позже он встречает Вареньку с братом, они катаются на велосипедах, что кажется учителю чудовищным неприличием. Впечатление это так будоражит Беликова, что он отправляется в дом Коваленко и объясняет Михаилу Саввичу, что это – верх неприличия, ведь не существует документа, дозволяющего это:

«Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества… Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах. Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!»

Беликов объясняет, что это может дойти до попечителя, и Михаил Саввич выходит из себя, грубо осаживая учителя. Тот оскорбляется, заявляет, что Коваленко неуважительно отзывается о власти (хотя этого не было), они окончательно ссорятся, и Беликов уходит, обещая донести на ссору директору. Вспыльчивый Коваленко спускает его с лестницы на глазах вошедшей Вареньки, которая, видя нелепый вид «жениха», смеется во все горло. Так завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова: дня через три повар Беликова Афанасий приходит к Буркину и просит вызвать доктора – учителю плохо. Месяц спустя он умирает.

«… когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»

Буркин о похоронах Беликова

Буркин говорит Ивану Иванычу, что после похорон у всех на душе было светлое чувство – так ощущалась свобода, ведь скованность «человек в футляре» унес с собой. Однако всего неделю спустя это чувство забылось, жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне.

Закончив рассказ, Буркин выходит полюбоваться лунной ночью. Село кажется не стесненным ничем ни извне, ни снаружи.

«… мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?»

Иван Иваныч о свободе

Перед сном оба охотника слышат, как ходит вокруг сарая жена старосты Мавра.

Чтобы закрепить прочитанный материал, пройдите тест по произведению:

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Оставить комментарий
АА