Главная > Литература > Краткие содержания > 7 класс > Цифры

Цифры - краткое содержание рассказа

Цифры
Название произведенияЦифры
АвторИван Бунин
ЖанрРассказ
Год написания1906
В небольшом рассказе Бунина глубоко отражен психологизм взаимоотношений взрослого и ребенка. Написанное от первого лица, произведение позволяет понять позицию утомленного строгостью жизни взрослого мужчины, его искренние переживания по поводу ссоры с чистым и непосредственным племянником. Одна из главных тем «Цифр» - борьба между эмоциями и рассудком в состоявшейся зрелой личности.

Главные герои

  • Автор-рассказчик - главный герой, взрослый мужчина, от лица которого ведется повествование
  • Племянник (Женя) - маленький мальчик, который хочет, чтобы его научили писать цифры
  • Мать - сестра рассказчика
  • Бабушка - мать рассказчика

Краткое содержание

Глава I

Автор-рассказчик обращается в воспоминаниях к своему племяннику, когда тот был еще совсем маленький. Между ними произошла слишком крупная ссора, и рассказчик решил выбрать воспитательную позицию, чтобы не потворствовать развитию капризного характера мальчика. Вместе с тем он искренне восхищается непосредственностью и живостью племянника, так как в них он видит самые чистые и прекрасные олицетворения детства. Повсюду в тексте сквозит нежная любовь взрослого к ребенку. 

После ссоры мальчик стесняется пожелать спокойной ночи дяде: он чувствует себя виноватым. Дядя отзывается на его прощание также весьма сдержанно. Вскоре, однако, мальчик подавляет в себе обиду и просит его: Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!.

Глава II

Мальчик мечтает, чтобы дядя научил его писать цифры. Также ребенку хочется, чтобы ему подарили цветные карандаши, книжки с картинками и пенал. Красивые вещицы, как у взрослых, приводят его в восторг и вдохновляют на освоение нового. Но дядя в то утро не хочет заниматься с ним и нарочно говорит мальчику, что это «царский день» (день коронования или молебна по монаршей особе), и все закрыто. Мальчик не верит ему, спорит, остальные взрослые принимают сторону автора и подтверждают, что день действительно царский. Племянник соглашается подождать подарков, но просит в таком случае чтобы ему хотя бы показали, как пишутся цифры. Бабушка с мамой велят ему перестать приставать к взрослым:  

«Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей»

автор об отказе показать цифры

Весь день в отместку за этот отказ ребенок капризничает.

Глава III

К вечеру мальчик совсем расшалился: он прыгает и громко кричит. Такая «игра» раздражает взрослых, они ссорятся. Автор признается, что внезапно чувствует в себе ненависть к ребенку, которую сдерживает всеми силами. Упрямый мальчик назло всем снова кричит, и автор выходит из себя, злобно ругает племянника, о чем потом искренне жалеет:

«Какой черт окатил меня в эту минуту целым ушатом злобы? У меня помутилось сознание. И надо было видеть, как дрогнуло, как исказилось на мгновение твое лицо молнией ужаса!»

ссора автора с племянником

Мальчика шлепают и выгоняют из комнаты.

Глава IV

Запертый в детской ребенок кричит и плачет от глубокой обиды. Он обвиняет взрослых, что ему нестерпимо больно от шлепка.

Глава V

Через некоторое время после того, как мальчик успокоился, дядя находит предлог зайти к нему, но до примирения далеко. В сердцах ребенок заявляет: Теперь я никогда больше не буду любить тебя

Автор так же делает вид, что сердится на мальчика. Затем к нему входят мать и бабушка, но на них ребенок также реагирует обиженно и делает презрительно-равнодушный вид. Взрослые совместно решают занять ту же позицию.

Глава VI

К вечеру эмоции утихают, и возникает попытка примирения, но состоится она лишь тогда, когда бабушка пригрозит ребенку, что ему не купят обещанных карандашей, пенала и книжек и не научат цифрам. Автор размышляет о том, что должна была испытывать страстная детская душа, чью горячую и, в сущности, незамысловатую мечту в лице взрослого человека так жестоко и равнодушно разбила в тот день жизнь.

Глава VII

Мальчик опять извиняется и просит дядю все-таки показать ему цифры. Автор не сразу соглашается, опять отсылая к ссоре и пережитым эмоциям. Он притворяется, опять хочет наказать ребенка, но долго злиться не может и внутри себя давно простил его за шалости. Он обучает его писать цифры. Племянник, делая ошибки, с восторгом погружается в новую для него науку… 

«Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!»

изучение цифр
Чтобы закрепить прочитанный материал, пройдите тест по произведению:

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Оставить комментарий
АА