Название произведения | Дубровский |
---|---|
Автор | Александр Пушкин |
Жанр | Разбойничий роман |
Год написания | 1833 |
Старый русский барин Кирила Петрович Троекуров, славившийся богатством и дурным нравом, жил в своём поместье на широкую ногу: пировал, держал роскошную псарню, где собаки жили лучше дворовых людей. Никто не смел ему перечить — кроме бедного соседа и старого друга по гвардии, Андрея Гавриловича Дубровского. Они были близки, пока случай не нарушил их дружбу: на псарне холоп Троекурова осмелился дерзко высказаться в адрес Дубровского, и барин лишь посмеялся над оскорблением друга.
Уязвлённый, Андрей Гаврилович уехал; раздражённый Троекуров решил отобрать у него родовое имение Кистенёвку. Стряпчий Шабашкин за взятки и ловкие уловки пустил в ход все указы — особенно учитывая, что бумаги на владение у Дубровского сгорели. Противники уже не скрывают взаимной вражды, и кажется, что недавняя дружба обречена на гибель.
Троекуров нанимает корыстного заседателя Шабашкина, специалиста по судейским интригам и подкупам. Тот сразу берётся «раздуть» спор о принадлежности Кистенёвки: ведь все документы Дубровского сгорели при пожаре. Сам Андрей Гаврилович грубо отзывается о зарождающейся тяжбе, полагаясь на справедливость закона. Но Шабашкин разрабатывает план: пугает чиновников, суёт взятки, подталкивает их к нужному решению. Теперь цель Троекурова — официально признать Кистенёвку своей, игнорируя право бедного соседа.
Андрей Гаврилович Дубровский тяжело болен и ведёт себя, словно ребёнок; о нём заботится старая нянька Егоровна. Она понимает, что хозяин в опасности, ведь Троекуров хочет отобрать у него имение, и пишет тревожное письмо сыну Владимиру. Тот немедленно берёт отпуск и едет домой из Петербурга. По дороге он узнаёт, что крепостные боятся оказаться во владении Троекурова.
Приехав в деревню, Владимир видит запущенное поместье и отца, который еле держится на ногах, не понимает происходящего и быстро ослабевает. Владимир решает остаться рядом, осознавая, что на его плечи ложится судьба отца и всей деревни.
Андрей Гаврилович Дубровский становится всё слабее, а его сын Владимир обнаруживает, что разобраться в тяжбе невозможно: апелляция не подана, и имение официально переходит к Троекурову. Кирила Петрович, терзаемый совестью, решает вернуть имение, но его визит к умирающему Дубровскому заканчивается трагедией. Старик, увидев обидчика, переживает паралич и умирает. Смерть отца наполняет сердце Владимира яростью и безнадёжностью, побуждая его отомстить любыми путями.
На третий день Андрея Гавриловича хоронят. Траурный обряд проходит в молчании; Владимир страшно бледен, но не плачет. После похорон он уходит в лес один, стараясь унять горечь утраты.
Тем временем священник с причтом идут на поминки и узнают о суде, который внезапно приезжает. Вернувшись к дому, Владимир видит чиновников во главе с Шабашкиным: те официально вводят во владение Троекурова. Крестьяне в ярости и готовы бунтовать, но Владимир призывает их к смирению, понимая бесполезность борьбы. Приказные просят ночлег, и молодой барин, лишившийся прав, неохотно оставляет их в доме.
Владимир осознаёт, что наутро должен покинуть родительский дом, переданный по суду Троекурову. Терзаемый мыслями о матери и утраченном имении, он перебирает бумаги отца и находит старые письма, где мать рассказывала о любви и семейной жизни. Погружённый в воспоминания, Владимир видит, что чиновники (приказные) уже уснули, опустошив ром, и решает не отдавать дом врагу. Он договаривается с Архипом-кузнецом и верными дворовыми незаметно вывезти из дома всех своих людей и поджигает усадьбу.
Приказные, запертые внутри, гибнут в огне. Жители деревни в ужасе смотрят на пожар: загораются и избы. Архип, отличающийся ярой преданностью барину, ещё успевает спасти кошку с пылающей крыши, после чего уходит. Владимир уезжает с дворовыми, оставляя пепелище родового гнезда, понимая, что теперь он сам вне закона и открыто бросил вызов Троекурову.
Наутро слухи о пожаре в Кистенёвке облетели всю округу, порождая догадки: одни винили подьячих, другие — дворовых Дубровского, а многие верили, что сам Владимир сжёг дом в отчаянии. Кирила Петрович Троекуров вел собственное расследование и обвинил Дубровского с кузнецом Архипом.
Тем временем в соседних уездах объявилась шайка разбойников во главе с неким «благородным злодеем», которого все стали называть Дубровским. Удивительно, но имения Троекурова разбойники обходили стороной, подпитывая его высокомерие и насмешки над бездействием властей.
Семнадцатилетняя Марья Кирилловна (Маша) Троекурова живёт под властью своенравного отца, Кирилы Петровича. Он то балует её, то запугивает, поэтому Маша научилась скрывать свои чувства. Она воспитывалась в уединении и читала в основном французские романы из барской библиотеки.
В Покровском появляется новый учитель-француз, m-r Дефорж, нанятый для незаконного сына Кирилы Петровича Саши. Отец встречает его настороженно и пытается «проверить» — заманивает в комнату с голодным медведем. К удивлению всех, Дефорж спокойно убивает зверя выстрелом из карманного пистолета. Кирила Петрович поражён хладнокровием француза и начинает относиться к нему уважительнее. Маша, видя мужество учителя, внезапно меняет своё мнение: теперь он не просто «слуга», а храбрый и гордый молодой человек. Их дальнейшее общение, включая уроки музыки, сближает их, и Маша сама того не замечая влюбляется в Дефоржа.
Кирила Петрович Троекуров устраивает храмовый праздник в Покровском. Церковь и дом полны гостей: за столом ведутся разговоры о разбойнике Дубровском, который грабит многих, но почему-то не трогает владения самого Троекурова. Антон Пафнутьич Спицын признаётся, что объехал Кистенёвский лес, опасаясь нападения. Вдова Анна Савишна рассказывает историю, как её приказчик лживо свалил вину на Дубровского, а на деле тот даже не тронул чужих денег. Исправник зачитывает «приметы» Дубровского:
От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.
Оказывается, что на самом деле никто не знает его в лицо.
Троекуров вспоминает подвиг французского учителя, убившего его медведя. Обед завершается, и все уходят в гостиную играть в карты и продолжать застолье. Маша Троекурова внимательно слушает рассказы о таинственном разбойнике.
К вечеру, после бала и ужина, Кирила Петрович запирает ворота, чтобы гости остались ночевать в Покровском. Опасливый Антон Пафнутьич Спицын решает переночевать рядом с храбрым французским учителем Дефоржем, боясь воров. Они идут во флигель, где окна без ставен, а дверь заперта на слабую задвижку. Антон Пафнутьич долго не может заснуть, опасаясь разбойников, но усталость берёт верх. Ночью он внезапно просыпается: перед ним стоит Дефорж с пистолетом и снимает его кожаную суму с деньгами. Тише, — говорит учитель по-русски, — я Дубровский
.
Дубровский на почтовой станции встречает настоящего французского учителя, нанятого к Троекурову. Офицер (Дубровский) под видом щедрой сделки выкупает у него все документы и отправляет с деньгами обратно, а сам выдаёт себя за француза m-r Дефоржа. Так он беспрепятственно поселяется в Покровском. За месяц «учитель» втирается в доверие Троекурову, обучает маленького Сашу, даёт уроки музыки Маше и ведёт себя так, что никто не заподозрил в нём грозного разбойника.
Однако на празднике в Покровском ночует Антон Пафнутьич Спицын — один из виновников гибели имения Дубровского. Утром перепуганный и ограбленный Спицын сбегает; остальные гости недоумевают, что случилось, а Дубровский, внешне невозмутимый, продолжает жить в Покровском, выжидая дальнейшего развития событий.
Несколько дней в Покровском идут спокойно: Кирила Петрович охотится, Маша читает, учится музыке с «учителем» и невольно всё больше привязывается к нему. Неожиданно Дефорж (он же Дубровский) перед очередным уроком вручает ей записку с просьбой прийти вечером к беседке. Во время тайной встречи он раскрывает свою истинную личность и признаётся, что хотел отомстить её отцу, но не смог из-за любви к ней. Он вынужден бежать немедленно, умоляя Машу помнить о нём и обращаться к нему в случае беды.
Вернувшись, Маша видит переполох: в доме исправник с бумагами, утверждающий, что француз — сам разбойник Дубровский. Кирила Петрович не верит досужим «приметам», требует отыскать гувернёра. Но тот уже исчез. Волнение и страх вызывают у Маши истерику; её укладывают в постель. Кирила Петрович остаётся в гневе, гостей высылают восвояси, а правда о «французе» так и не раскрывается им окончательно.
Князь Верейский, вернувшийся из-за границы, знакомится с Кирилой Петровичем и поражается красотой его дочери Маши. Первый визит князя в Покровское оказывается тягостным, пока он не встречает Марью Кириловну: оживляется, рассказывает ей интересные истории. Троекуров, польщённый вниманием «светского» князя, обещает ответный визит.
Спустя пару дней Кирила Петрович с Машей едут в имение Верейского — Арбатово. Их удивляют чистые крестьяне, ухоженный «английский» парк и великолепный каменный дом. Князь встречает гостей показом картинной галереи, романтическими прогулками по озеру и красочным фейерверком. Маша с удовольствием слушает умные беседы и любуется красотой Арбатова; Троекуров восхищён щедростью и роскошью хозяина, расценивая это как уважение к себе. Расставшись, оба дома договорились вскоре продолжить приятные встречи.
Маша Троекурова, сидя за вышиванием, внезапно получает записку через окно. Не успев прочитать, она спешит по зову отца к нему в кабинет, где знакомится со своей нежеланной помолвкой: князь Верейский делает ей предложение. Ударом для Маши становится воля отца — брак со стариком, которого она не любит. Вернувшись к себе, она в слезах вспоминает загадочное письмо, разворачивает его и видит краткую весть от Дубровского: Вечером в 10 часов на прежнем месте
.
Маша тихонько пробирается в сад на свидание с Дубровским. Он знает о её вынужденной помолвке с князем и предлагает помощь: готов похитить её, лишь бы не отдавать под венец с нелюбимым. Маша умоляет его не вредить Верейскому. Они договариваются, что она до последнего попытается отговорить отца, а если тот останется непреклонен, она согласится бежать с Дубровским. На прощание он даёт ей кольцо, чтобы она оставила это кольцо в дупле дуба, если понадобится помощь.
Кирила Петрович уже всем объявил о скорой свадьбе дочери с князем Верейским. Маша, не вынося мысль о браке, решается написать жениху письмо, прося его великодушно отказаться от её руки. Князь передаёт письмо Троекурову, и они решают ускорить свадьбу. Маша умоляет отца смиловаться, плачет и даже угрожает прибегнуть за помощью к Дубровскому. Но Кирила Петрович запирает её в комнате до дня венчания. Маша мечется между отчаянием и надеждой: женитьба на нелюбимом ей страшнее всего, а защита Дубровского кажется менее ужасным выходом. Ночью она напрасно пытается выйти в сад, чтобы увидеться с Дубровским — но дверь заперта, и Маша остаётся в заточении, ожидая рассвет и свою судьбу.
Машу запирают в комнате, и она решает тайком послать «сигнал» Дубровскому, бросив кольцо в дупло дуба. На помощь ей приходит брат Саша, но когда он положил кольцо в дупло, прибежал странный рыжий мальчишка и пытался забрать это кольцо. Завязывается драка; мальчишку ловят и приводят к Троекурову. Тот догадывается, что мальчик связан с Дубровским, однако исправник уговаривает Кирилу Петровича отпустить его в обмен на молчание. Освобождённый мальчишка, Митя, бежит в Кистеневскую рощу и свистом подаёт кому-то знак.
Наступает день свадьбы Маши и князя Верейского. Она едва держится на ногах под тяжестью бриллиантов, надеясь в последний миг на появление Дубровского, но его нет. Обряд заканчивается, Маша осознаёт, что стала женой нелюбимого.
По дороге в Арбатово их карету внезапно останавливает шайка разбойников: сам Дубровский пытается освободить Машу. Но она уже обвенчана и отказывается уйти, поскольку связана клятвой. Князь, защищая жену, ранит Дубровского выстрелом из пистолета. Тяжело раненный, Дубровский с помощью подручных скрывается в лесах, оставляя супругов невредимыми. Маша покорно возвращается к князю, а разбойники уезжают с опустошённым предводителем.
Дубровский и его шайка укрываются в лесном укреплении. Во время внезапной атаки роты солдат они отражают штурм, но понимают, что власти настроены серьёзно. Вскоре Дубровский объявляет, что покидает разбойничью жизнь и советует товарищам разойтись. Сам он бесследно исчезает, по слухам — покинул Россию; грабежи прекращаются, дороги становятся безопасными.
Владимир Дубровский. После неудавшейся попытки сорвать венчание Маши с князем Верейским он получает огнестрельное ранение и бесследно исчезает вместе со своей шайкой.
Кирила Петрович Троекуров. Остаётся в своём поместье; формально достигает цели, выдав дочь за богатого князя, однако фактически теряет и друга, и уважение Маши, осознав впоследствии всю тяжесть своих поступков.
Маша Троекурова. Подчиняясь воле отца, вынуждена выйти замуж за князя Верейского. Её брак лишён любви, и она навсегда прощается с надеждой на счастье с Дубровским.
Андрей Гаврилович Дубровский. Умирает от сердечной муки и болезней, вызванных несправедливостью суда и потерей родового имения; его гибель становится толчком к мстительным действиям Владимира.
Князь Верейский. Получает в жёны Машу, не добившись ни её любви, ни душевной близости; таким образом, хоть формально и выходит победителем, остаётся с несчастливой супругой.
В «Дубровском» Пушкин исследует извечный конфликт между аристократией и представителями «мелкопоместного» дворянства, высвечивая несправедливость законов и продажность чиновничества. Вражда между Кирилой Петровичем Троекуровым и Дубровским обнажает тему чести, зависящей не от знатности рода или богатства, а от человеческих поступков.
Параллельно автор затрагивает проблему свободной любви: Маша Троекурова, вынужденная идти под венец с нелюбимым, оказывается в ловушке общественных норм и родительской воли. Развязка, где Дубровскому не удаётся спасти возлюбленную, а сам он бесследно исчезает, подчёркивает трагическую ограниченность благородного бунтаря в обществе, руководимом несправедливыми законами и неотзывчивыми сердцами.
Комментарии