Главная > Литература > Краткие содержания > 8 класс > Недоросль

Недоросль - краткое содержание

Недоросль
Название произведенияНедоросль
АвторФонвизин Денис Иванович
Жанркомедия в пяти действиях
Год написания1782
Третья пьеса известного драматурга, принесшая всемирную славу Фонвизину. Общественная бытовая комедия, в которой оказываются противопоставлены мир зла и мир разума, но эта борьба двух начал получает философскую интерпретацию под пером Фонвизина. Огромное количество крылатых выражений и фраз из этого произведения по сей день живут в нашей разговорной речи, что свидетельствует об актуальности тем и проблем, затрагиваемых автором.

Главные герои

  • Простаков Терентий - помещик
  • Г-жа Простакова - его жена
  • Митрофан - сын Простаковых, недоросль
  • Правдин - государственный чиновник
  • Стародум - почтенный дворянин, дядя Софьи
  • Софья - племянница Стародума
  • Скотинин - брат Простаковой
  • Милон - офицер

Другие персонажи

  • Кутейкин - семинарист
  • Цыфиркин - отставной сержант
  • Вральман - учитель
  • Еремеевна - няня Митрофана

Краткое содержание

Действие первое

В первом явлении происходит знакомство зрителя с главными героями пьесы. Г-жа Простакова грубо отчитывает портного за то, что тот не сумел по размеру сшить кафтан для Митрофанушки. А Простаков поддакивает во всем жене, не смея сказать слова против, чтобы не вызвать на себя ее гнев. Тут же появляется Скотинин, прибежавший на шум, он просит оставить склоки в день его сговора, ведь он планирует жениться на Софье, девушке, которую взяли на попечение Простаковы. Митрофан, наблюдая все со стороны, зевает и говорит матери о том, что видел сегодня дурной сон: Всяка дрянь снилась. То ты, матушка, то батюшка. Ты, матушка, изволишь бить батюшку. Так мне и жаль стало тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку! Простакова — в умилении и отправляет сына отдохнуть.

Тем временем Простакова со Скотининым обсуждают план, как сообщить Софье о том, что ее выдают замуж. Здесь мы узнаем историю Софьи. Ее родители умерли, она – дальняя родственница Простакова, из ближайших родственников у нее остался дядя Стародум, который поехал в Сибирь и больше не вернулся. Простаковы взяли ее к себе и над ее имением надзирают, как над своим, в надежде получить над ним полную власть. Из разговора узнаем, что Скотинин такой же жестокий помещик, как и Простакова: обдирает своих крестьян до последней копейки, оброк назначает им непосильный.

«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!»

Скотинин не любит Софью, ему очень нравятся свиньи, которые содержатся в деревеньках девущки. До свиней он большой охотник, как и Митрофан. Подчеркивается сходство дяди и племянника.

Но мечты героев прерываются вбегающей радостной Софьей, которая держит в руках письмо от своего дядюшки Стародума. Он на днях приезжает в Москву. Простакова в злости и недоумении просит прочитать письмо (сама она неграмотная) мужа, брата, но никто из них, несмотря на свое дворянское происхождение, не умеет читать.  Вдруг появляется Правдин, присланный надзирателем над ситуацией в имении Простаковой, поскольку много жалоб на ее бесчинства в отношении крепостных крестьян дошли до самого наместника. Он останавливается у Простаковых. Простакова просит его прочесть письмо. Тот с позволения Софьи читает, из письма все узнают, что Стародум вернулся из Сибири и хочет дать в распоряжение Софьи десять тысяч дохода. Простакова, оживившись после этого известия, сразу прочит в женихи Софье своего сына Митрофана.

Действие второе

Деревню Простаковых проходит отряд военных под руководством офицера Милона, они следуют в Москву, но останавливаются в имении на отдых. Правдин объясняется Милону, каким образом он тоже здесь очутился:

«Имею повеление объехать здешний округ, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презрелую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого дома».

А Милон, в свою очередь, рассказывает, что спешит в Москву, поскольку собирается жениться, но его возлюбленную дальние родственники увезли к себе в имение, и он хочет поскорее ее отыскать: Может быть, она теперь в руках корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. Подобное Правдин наблюдает в доме Простаковых. И внезапно Милон видит Софью и понимает, что это и есть его возлюбленная.

Софья вне себя от радости и счастья бросается к Милону и рассказывает о том, как ей здесь живется и о том, что ее хотят выдать замуж за сына Простаковой. Но проходящий мимо Скотинин утверждает, что это он собрался жениться на Софье и не уступит ее своему племяннику: Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Да я на них всех свиней со бела света выкуплю, в здешнем околотке и житье одним свиньям.

Входят Еремеевна и Митрофан. Скотинин набрасывается на Митрофана за то, что тот собрался опередить своего дядю в женитьбе на богатой невесте, и они, оба выпучив глаза, смотрят друг на друга. Еремеевна защищает своего воспитанника, бросаясь, в свою очередь, на Скотинина.

На сцене появляются Простаковы, г-жа Простакова бранит мужа, что он не встретил Милона, как подобает.

«Все сама управляюсь, с утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!»

Правдин для себя отмечает эти слова о поведении Простаковой, зная, что скоро здесь будут совсем иные порядки.

В комнате появляются учителя Митрофана: Цыфиркин, бывший гарнизонный служивый, преподающий «арихметику»; Кутейкин, семинарист, которого выгнали из семинарии за лень и скудоумие, преподает грамоту теперь сыну помещиков. Они знакомятся с Правдиным, и каждый рассказывает свою небольшую историю, о том, как попали в услужение Простаковым. Еремеевна в это время докладывает своей хозяйке, как Скотинин набросился на Митрофана, за что и получает еще злое, грубое слово от помещицы. Все расходятся.

Действие третье

Появляется Стародум, приветствуя Правдина. В монологах Стародума узнаем о принципах его жизни и воспитания. Его отец служил при дворе Петра Великого и завещал своему сыну:

«Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

Стародуму не терпится освободить от тиранства Простаковых свою племянницу, но он привык поступать не сгоряча, а обдумывать свои действия. Продолжает разговор с Правдиным, из этой беседы мы узнаем историю Стародума. Он состоял на службе, участвовал в военных действиях, получил сильные ранения, подал в отставку, но его взяли служить ко двору государя, где Стародум узнал, что такое настоящие честь, нравственность, достоинство. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да домой принес неповрежденно мою душу, мою честь, мои правила.

Далее состоялась встреча Софьи и Стародума. Он объясняет ей, почему ему пришлось на долгое время расстаться с ней: Стародум зарабатывал состояние, которое передает теперь своей племяннице. Вбегают Простаковы, чтобы засвидетельствовать свое фальшивое почтение Стародуму. Все представляются гостю: «Я женин муж. А я матушкин сынок. А я сестрин брат». Для Стародума и Правдина все это выглядит очень комично. Стародум прерывает всю эту комедию и говорит о своем намерении поскорее увезти Софью в Москву, поскольку подыскал ей выгодную партию для женитьбы. Софья смущена этим известием, ведь она влюблена в Милона. Милон в растерянности, не зная, как ему представиться Стародуму и попросить руки Софьи. Простакова же не растерялась и предлагает рассмотреть ее сына в качестве жениха. А Скотинин предлагает себя. Простакова рассказывает историю своего семейства Скотининых-Приплодиных, из которой мы узнаем о нравах этого семейства. За всю жизнь родители Простаковой и Скотинина, хоть и были дворянами, не сумели и не хотели получить образования.  Но вот она, Простакова, не жалеет усердия и денег для образования своего сыночка Митрофана. Просит Стародума оценить знания Митрофана и рассмотреть ее сына в качестве жениха. В этот момент входят учителя, из их диалога узнаем, что за четыре года ни тот, ни другой не смогли обучить Митрофана хоть мало-мальски своим наукам. А Простакова, не слыша этого разговора, просит Митрофана хоть для виду показать, на что он способен в науках. Идет комичная сцена с уроком, на котором Митрофан «по-своему» справляется со всеми заданиями. Затем вбегает Вральман, на самом деле, бывший кучер, теперь же он выдает себя за иностранца и преподавателя иностранных языков. Сам же во время уроков пьет безбожно и деньги берет за свои услуги просто так. Он уводит Митрофана, пытаясь услужить Простаковой, показывая, что н заботится о ее сыне. Кутейкин с Цыфиркиным знают, что Вральман – шарлатан, и мечтают его проучить когда-нибудь.

Действие четвертое

Действие начинается с разговора Софьи и Стародума. Их диалог строится на наставлении Стародума своей племянницы. Он рассказывает ей, какой, по его мнению, должна быть девушка, женщина, жена и каким, соответственно, должен быть ее муж: глава семейства, гражданин своего Отечества, патриот и блюститель нравственных законов. Высказывания Стародума касаются и отношений между будущими супругами: Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу б походила. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. И Стародум читает письмо от своего знакомого графа Честана, который прочит в мужья Софье некоего молодого офицера, своего племянника. По счастью, оказывается, что этим офицером является Милон. Следует объяснение в любви героев. Стародум очень рад, что все сложилось именно так.

Появляется на сцене Скотинин, который втайне от сестры своей пришел у Стародума просить руки Софьи. Стародум, услышав рассуждения Скотинина о достоинствах рода Скотининых – Простаковых, решает немного подшутить над героем и строит с ним диалог так, что помещик еще больше уверовал в свои способности и возможности быть супругом Софьи.   В это же время появлякется на сцене Простакова с Митрофаном, которая привела сына на «смотрины» Стародуму, что тот по достоинству смог оценить способности Митрофана и принял его предложение быть мужем Софьи. Далее следует очень комичная сцена, где Митрофан выдает свои познания в области разных наук: не различая прилагательных и существительных, не понимая, что наука история – это не мастерство рассказывания баек, а процесс изучения развития человечества; что есть такая наука география, которая позволяет изучать Землю с разных точек зрения. Для него она «еоргафия», да и зачем ее изучать, если есть извозчик, ему скажут, куда везти, туда он и отправится.  Такова же и мать Митрофана, которая считает, что прекрасно можно жить, не изучая этих наук.

«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончался, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду!»

Стародум ухмыляется таким рассуждениям и нравам помещиков. И объявляет им свою волю выдать Софью замуж за Милона. Простакова замышляет недоброе. Хочет утром похитить Софью и тайно обвенчать ее с Митрофаном.

Действие пятое

Правдин получает документ, в котором поручение взять под опеку дом Простаковых и …при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди применить взыскания, поскольку необходимо истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды! Стародум поддерживает эту идею и рассуждает о тех, кому в руки дана власть. В его монологе заключается идейная позиция автора текста:

«Великий государь дает милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин. Воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Главная цель всех знаний человеческих – благонравие. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.»

В этом же действие вскрываются планы Простаковой о похищении Софьи. Милон спасает свою возлюбленную. А Правдин зачитывает Простаковой решение наместничества об опеке над домом и крепостными. Простакова не верит своим ушам и пытается оправдать свои действия властью: Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? На что ж нам дан указ о вольности дворянства? Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет. Учителя Митрофана получают от Правдина жалованье за свои «услуги», кроме Вральмана. Того узнал Стародум и пригласил к себе снова на службу.  Митрофана же Стародум определяет тоже на военную службу. Финальная сцена драматична. Простакова бросается на шею Митрофану, тот ее отталкивает и Простакова в беспамятсве падает в обморок. Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. Вот злонравия достойные плоды.

Итоги героев

Г-жа Простакова – остается без власти в собственном доме, от нее отрекается сын

Митрофан – поступает на военную службу

Стародум – дает согласие на брак Софьи и Милона

Софья и Милон – собираются в Москву

Правдин – получает опеку над домом и крепостными Простаковой

Скотинин – незаметно исчезает, чтобы права Правдина и его не коснулись

Заключение

Классицистическая комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина транслирует авторскую идею о необходимости просвещения и образования для дворян, воспитания молодых людей с опорой на нравственные ценности и уважением к накопленному опыту прошлых эпох. Также затрагиваются темы власти, ответственности, преемственности поколений, любви и свободы. В пьесе противопоставляются прогрессивные и косные точки зрения в мировоззрении дворян.

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Оставить комментарий
АА