Название произведения | Отцы и дети |
---|---|
Автор | Иван Сергеевич Тургенев |
Жанр | Роман |
Год написания | 1862 |
Николай Петрович Кирсанов на постоялом дворе *** шоссе ожидает встречи со своим сыном Аркадием, студентом, который только что получил звание кандидата: Аркадий едет в родовую усадьбу. В 15 верстах от шоссе у Кирсанова имение в 200 душ, он старается внедрять нововведения в жизнь деревни и даже организовал ферму. Любимая жена Николая Петровича скончалась, и теперь он живет вдвоем с братом. Село Кирсанова носит название Марьино – в честь покойной супруги Николая Петровича.
Аркадий приезжает не один, а с товарищем: Евгением Васильевичем Базаровым. Это молодой человек высокого роста, лицо его -
«длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету. Оно оживлялось спокойной улыбкой, выражало самоуверенность и ум»
автор о Базарове
Базаров – студент-медик, сын лекаря, из нового класса «разночинцев». Он общается на грубоватом, безыскусном языке. Аркадий просит отца подружиться с ним и подчеркивает, что товарищ прост и церемоний не любит.
Аркадий старается не показывать бурные чувства при отце, но он рад приезду в родные края. Они обсуждают имение, последние новости усадебной жизни. Аркадий явно в восторге от Базарова, и вновь просит отца сблизиться с ним: для молодого человека это очень важно. Отец смущенно сообщает ему, что он поселил в своем доме некую Фенечку, молодую девушку из простого народа. Сына это не смущает (хотя по меркам времени это неприлично). Аркадий испытывает к отцу нежность, но не выказывает ее, он любуется природой, но опять про себя. Они подъезжают к Марьину.
По приезде в Марьино Базаров и Аркадий встречают слуг. Евгений знакомится с дядей своего товарища: Павлом Петровичем Кирсановым:
«вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять: коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной»
автор о Павле Петровиче Кирсанове
После ужина, оставшись вдвоем, Базаров делится с другом впечатлением о дяде: для него он чудак и щеголь, неуместный в деревне, архаическое явление
.
Наутро Базаров отправляет дворовых мальчишек за лягушками: он хочет поупражняться в анатомии. Фенечка не выходит к завтраку: она стыдится Аркадия. Молодой человек подчеркивает, что он иного образа мыслей
и отправляется знакомиться с девушкой. Там его ждет неожиданность: оказывается, у Фенечки и Николая Петровича родился сын Митя. Павел Петрович расспрашивает Аркадия о его друге, и тот сознается, что Базаров – сын лекаря и … нигилист.
«Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип»
Аркадий о нигилистах
Павел Петрович явно настроен враждебно к этому новому течению. К завтраку спускаются смущенная Фенечка молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая
, и Базаров.
Евгений и Павел Петрович затевают спор: дядя Аркадия допытывается о сути его убеждений. Базаров сообщает, что не признает авторитетов, ценит немецкую науку, не видит значимости в русской науке. Также он отрицает ценность искусства.
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»
Базаров
Павла Петровича задевают вызывающий тон Евгения, и его взгляды на жизнь. Аркадий признается Базарову, что тот вел себя слишком резко
с дядей. Он рассказывает другу историю Павла Петровича.
Некогда Павел Петрович был очень красив. Офицер и светский лев, он восхищал мужчин и сводил с ума женщин. В 27 лет он дослужился до капитанского чина, но внезапно страсть прервала его карьеру: в Петербурге объявилась некто княгиня Нелли Р. Она жила то в России, то за границей, держала себя довольно странно, и, хотя не была красавица, Павел Петрович мгновенно в нее влюбился. Радость победы его чувств не охладила, и он стал всюду преследовать ее. Княгиня Р. манила его загадкой, он даже подарил ей кольцо в форме сфинкса. Четыре года они расставались и снова сходились. В последний раз их любовь вспыхнула в Бадене, но, после расставания, Павел Петрович не смог быть ее другом и вернулся в Петербург. Его жизнь потеряла смысл, карьера была утрачена. Спустя десять лет он узнал о смерти княгини: она прислала ему обратно кольцо с перечеркнутым сфинксом. В это же время овдовел его брат. Павел Петрович решил поселиться с ним в деревне, здесь он помогает брату-помещику, выручает его советом и деньгами.
Базаров заявляет:
«человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что стал ни на что не способен, этакой человек – не мужчина, не самец»
Базаров о Павле Петровиче
Павел Петрович поручает Фенечке привезти ему зеленого чая из города: она ведает хозяйственными делами. Он говорит с молодой женщиной, интересуясь, почему она боится его. Павел Петрович ласкает своего племянника.
Фенечка – дочь экономки Николая Петровича. Первое время она очень стеснялась барина, потом попривыкла. После смерти матери Фенечки, он покорил ее своей добротой и отзывчивостью. Их сыну, Мите, шел седьмой месяц. Николай Петрович проявлял искреннюю нежность и любовь к обоим.
C Фенечкой знакомится Базаров: он случайно встречает ее на прогулке, причем Евгений явно находит ее привлекательной. Ребенок радуется ему. Аркадий объясняет Евгению, кто такая эта женщина, и тот отпускает комментарий, что у Николая Петровича губа не дура
. Аркадий замечает, что отцу следовало бы жениться на Фенечке, но Базаров насмешливо удивляется тому, что друг придает значение такому пережитку, как брак. Ему безразличны искусство и природа, также он невысокого мнения о людях и их деятельности в целом.
Базаров живет уже пару недель в Марьине. Дворовые и крестьяне его любят, Аркадий – боготворит, Николай Петрович немного опасается. Павел Петрович встал в явную оппозицию по отношению к Евгению.
Однажды между дядей Аркадия и «разночинцем» Базаровым вспыхивает жестокий спор. Причиной тому служит нелестный отзыв об одном из помещиков – дрянь-аристократишка…
Павел Петрович, берегущий дворянскую честь, воспринимает его слова на свой счет. Он вступается за традиционное общество, за принципы и красоту искусства – за все, что дорого ему, и противно Евгению. Но Базаров выказывает презрение не только к аристократии, но и к темному, необразованному русскому народу, самого же Павла Петровича Евгений обвиняет в бездействии и потому бесполезности для России, которую тот так любит. Старший Кирсанов выходит из себя и упрекает (справедливо) Базарова в гордости почти сатанинской
.
«Рафаэль гроша ломаного не стоит»
Базаров
Заканчивая спор «о высоком» Евгений забирает с собой Аркадия лягушек резать
.
Вечером каждый занят своими мыслями: сентиментальный Николай Петрович вспоминает свою жизнь и грустит о почившей жене в беседке, к нему входит Фенечка. Павел Петрович тоже любуется звездным небом, но без той романтической эмоции. Друзья решают воспользоваться случайным приглашением друга Николая Петровича и заехать в город развеяться.
В городе они навещают старого товарища отца Аркадия, заходят к губернатору и даже получают приглашение. Базаров встречает знакомого, Ситникова, который держит себя как прогрессивный человек, преклоняется перед Базаровым и делает вид, что разделяет его убеждения. Он приглашает друзей к настоящей эмансипе
, Евдоксии (Авдотье) Кукшиной, утверждая, что это умнейшая женщина.
Втроем с Ситниковым друзья приходят к Кукшиной: Ситников соблазняет друзей обещанием шампанского. Кукшина оказывается малоприятной особой: она непривлекательна, неухожена, неопрятна. Разговор вести ей не удается, она постоянно перебивает собеседников, демонстрирует свое поверхностное знание основных имен современной науки и философии, выказывает презрение к Жорж Санд, хвалит себя и называет практической
. Главное, что интересует Кукшину– это женский вопрос
. Все много пьют, Ситников и Кукшина дурачатся. Кукшина упоминает свою приятельницу Одинцову, отзываясь о ней, как о пустой
особе, хоть и недурной (Ситников дает ей характеристику не довольно развита
). Ситников обещает представить друзей Одинцовой.
На бале друзья встречают уже знакомых Ситникова и Кукшину, а также знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой, которая поражает их своей величественностью и достоинством. Аркадий приглашает ее танцевать, оказывается, она знакома с его отцом. Она интересуется Базаровым, и Аркадий начинает рассказывать о достоинствах друга и о его невероятном уме. Базаров под взглядом Анны Сергеевны конфузится и сам на себя досадует. Одинцова приглашает друзей к себе в имение. После бала Базаров цинично обсуждает ее при Аркадии, находя, что у нее
«Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр»
Базаров об Одинцовой
Базаров и Аркадий отправляются к Одинцовой. Евгений в очередной раз смущается в присутствии величественной дамы. Автор рассказывает историю молодой вдовы: ее отец был известный мошенник, который проигрался, умер и оставил разорившееся поместье дочерям. Одинцова, чтобы поправить дела, пригласила к себе жить тетушку-княжну, сварливую, недобрую старуху, и вскоре вышла замуж. Мужа своего она не любила, но признавала, что человек он добрый. В браке они прожили шесть лет, за это время подросла ее сестра, Катя, воспитанием которой Анна Сергеевна, по мере сил, занималась. Одинцова в свои двадцать семь лет была очень статна, красива, от нее веяло спокойствием.
Базаров при Анне Сергеевне словно бы тушуется. Аркадий ожидал, что друг начнет распространяться о нигилизме, но тот говорил об естественных науках. Одинцова, очень умная и начитанная, поддерживает разговор и о химии, и о ботанике. Аркадий, ощущая растущую симпатию к Анне Сергеевне, вместе с тем с сожалением понимает, что она смотрит на него свысока.
Прибыв в имение Одинцовой, друзья проводят время, общаясь и прогуливаясь. Аркадий знакомится с младшей сестрой Одинцовой, Катей. Базаров, которому благоволит Анна Сергеевна, утверждает, что Катя – интереснее, чем ее старшая сестра, ведь она еще не созревшая, еще не до конца ясно, что из нее выйдет. Однако Аркадий не столь ценит общество Кати: он тянется к Одинцовой и ревнует Евгения к ней.
Аркадий и Базаров живут у Одинцовой пару недель. В ее доме все подчинено строгому порядку, который установила Анна Сергеевна: здесь действует особое расписание, и гости также ему подчиняются. Базарову это не нравится, но Одинцова, даже зная об этом, продолжает действовать по-своему. Аркадий сближается с Катей, они становятся хорошими друзьями, между тем он решает, что влюблен в Одинцову.
Анна Сергеевна больше времени проводит с Базаровым, он ей интересен. Аркадий замечает, что его друг меняется, хоть он ни о чем и не говорит. На самом деле, Базаров стыдится своего чувства к Одинцовой: он отрицал романтизм, но теперь, выходит влюблен.
«Он с негодованием сознавал романтика в самом себе»
автор о Базарове
Одинцовой он также нравится, но она предпочитает покой – влюбленности. Тем не менее, она не хочет, чтобы он уезжал от нее. Однажды в ее имении появляется приказчик отца Евгения, Тимофеич, его послали выведать, не собирается ли Базаров проведать родных. Одинцова пытается отговорить его, и у них завязывается долгий вечерний разговор о счастье, о скуке, об их характерах и семействах. Базарову тяжело в ее присутствии, и он уходит спать.
Одинцова решает продолжить вчерашний разговор. Она подводит Базарова к признанию, и он открывает ей свои чувства.
«Я люблю вас, глупо, безумно…»
Базаров
В порыве страсти он почти что набрасывается на Одинцову, но она отталкивает его, хоть и довольно вежливо: он пугает ее. Оставшись наедине с собой, Анна Сергеевна решает, что поступила верно:
«С этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете»
Одинцова
На следующий день Базаров с Аркадием собираются в дорогу. Одинцова и Базаров неловко прощаются, Анна Сергеевна вновь осознает, что она боится Евгения. Перед отъездом в имение Одинцовой бесцеремонно врывается Ситников: он решил навестить своих прогрессивных «друзей», но узнав, что они готовятся к отбытию, отправляется с ними. Аркадий досадует на приезд Ситникова, но Базаров заверяет его, что Ситниковы – необходимы
:
«Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!»
Базаров о Ситникове
Они прощаются с сестрами Одинцовыми и уезжают, решив навестить родителей Базарова. Недоумевающего Ситникова они оставляют на постоялом дворе.
Базаров и Аркадий приезжают в деревню к родителям Евгения. Его встречает отец, Василий Иванович, высокий, худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом
, а затем и мать, Арина Власьевна, – кругленькая, низенькая старушка
, встревоженная и сентиментальная. Она обожает сына и плачет от радости встречи. Отец Базарова – уездный лекарь, человек образованный, пытается сдерживать чувства жены – ему неловко перед Аркадием.
«настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны…»
автор об Арине Власьевне
В имении Базаровых 22 души крестьян, все просто и уютно. Василий Иваныч явно смущается их бедности, всячески подчеркивает, что они «простые люди». Аркадий располагается в недавно отстроенном флигеле.
Василий Иванович увлекается садоводством и рассказывает об этом Аркадию. Он интересуется, как молодые люди познакомились.
«Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался»
Аркадий о Базарове
Отец Евгения признается, что боготворит сына и гордится им. Он верит в Базарова, и Аркадий убежден, что не зря: он также предвидит «громкую» будущность друга. Отец и хочет не мешать сыну, и в то же время стремится сблизиться с ним – при возможности спрашивает у него медицинского совета, не отходит от него, восхищается им при крестьянах.
У молодых друзей состоится разговор, который из-за развязности и грубости Базарова перетекает в серьезную ссору: Евгений откровенно оскорбляет Павла Петровича, Аркадий запрещает ему нелестные отзывы о дяде. Базаров выходит из себя – собственное поражение перед Одинцовой не дает ему покоя. Ссора чуть не заканчивается дракой, но появляется Василий Иванович.
Базаров решает покинуть родительское имение: здесь ему скучно. Родителей это решение приводит в глубочайшее огорчение.
Базаров и Аркадий решают снова заехать к Одинцовой, но Анна Сергеевна не рада им, она в напряжении и явно хандрит. Не задерживаясь надолго, друзья возвращаются в Марьино, к Кирсановым. Отец Аркадия весь в хлопотах по ферме и имению, Павел Петрович его поддерживает… Базаров опять принимается за лягушек. Аркадию быстро становится скучно. Вспомнив, что Одинцова предложила им приехать к ней в другой раз, он решает воспользоваться случаем: молодой человек находит в доме письма матери Анны Сергеевны к его матери.
Подъехав к имению Одинцовой, Никольскому, Аркадий встречает Катю. Встреча с ней показалась ему особенно счастливым предзнаменованием
.
Базаров уверен, что друг уехал к Одинцовой, так как он влюблен в нее. «На него нашла лихорадка работы», он даже оставил споры с Павлом Петровичем. Только Фенечка вызывает его сильный интерес. Молодая женщина часто обращается к Евгению: он лекарь и знает, как помогать ее малолетнему сыну Мите в том или ином случае.
«Она ему нравилась. Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность»
автор о Базарове
В Марьине жарко, и Фенечку Евгений в основном встречает утром. Однажды, когда она разбирала только что срезанные розы, он подсел к ней в беседке. Они говорят о молодости, Базаров шутит с ней и начинает рассыпать комплименты. Требуя платы за его врачебное внимание к Мите, он вместо денег выбирает красную розу, и, приглашая Фенечку понюхать ее, целует. Рядом с беседкой оказывается Павел Петрович. Фенечка уходит, искренне укоряя Базарова: Грешно вам
.
Павел Петрович воспринимает оскорбление Фенечки на счет своей семьи и вызывает Базарова на дуэль. Решают драться без секундантов, пригласив для свидетельства одного только слугу Петра. Они договариваются написать предсмертные записки, снимающие вину с другого.
Базаров досадует на себя: нигилист становится частью дворянской комедии! Ведь он против церемоний, ритуалов (и даже правил приличия). Однако согласие уже дано.
Дуэль организована на пистолетах, на 10 шагах. Петр в панике: дуэли в 60-е годы – это старо, но и страшно. Противники сходятся, Павел Петрович промахивается, Базаров ранит его в ногу. Старый дворянин протестует его помощи, желая снова стать к барьеру и продолжить драться насмерть. Базаров же действует как врач: помогает аристократическому противнику, осматривает, перевязывает. Рана неопасна.
Петр, отправленный за дрожками, возвращается с Николаем Петровичем: он в ужасе. Договорившись, что они стрелялись из-за политики, Павел Петрович и Базаров держат себя практически, как приятели: ссора между ними забыта (хотя неловкость останется).
Позже Павел Петрович, в жару, лежа в постели, спрашивает у брата, не видит ли тот внешнего сходства между княгиней Р.и Фенечкой, а потом внезапно восклицает, что любит это пустое существо
. Николай Петрович не понимает о ком идет речь. Базаров уезжает к родителям.
Павел Петрович говорит с Фенечкой и укоряет ее за сцену в беседке. Женщина гневно восклицает, что любит только Николая Петровича, а тут ее вины нет. Аристократ просит ее и впредь любить его брата и быть верным лишь ему.
Павел Петрович просит Николая Петровича жениться на Фенечке, хотя раньше сам выступал явным противником этого неравного брака.
Аркадий осознает свою близость с Катей. Девушка открыто говорит ему, что он освобождается от влияния своего друга. Аркадий пытается открыть ей свою симпатию, но сам пугается этого. В Никольское приезжает Базаров и идет не к Одинцовой, а к Аркадию. Он рассказывает другу о дуэли. Анна Сергеевна все же настаивает на встрече с Евгением, он утверждает, что совладал со своими чувствами, и кроме того – любовь – чувство напускное
. Базаров рассказывает Одинцовой о влюбленности Аркадия в нее, она изумлена.
Аркадий понимает, что новое чувство одолело его – любовь к Кате. Оно так глубоко и тайно от остальных, что его не угадывают ни Одинцова, ни даже проницательный Базаров. Аркадий делает девушке предложение, и она принимает его. Узнав о событии, Одинцова искренне рада: молодой человек ей все более и более симпатичен. Базаров же злится: он укоряет Аркадия, что тот не годится для решающих дел
. Ему ничего не остается, как поехать к родителям.
Внезапный приезд Базарова очень радует его родителей, но самого Евгения тяготит. Он вновь возвращается к лекарской работе. Однажды он как бы невзначай просит у отца адского камня, будто бы «ранку прижечь», но становятся известны подробности: он вскрывал труп умершего от тифа мужика и поранился. Довольно быстро он заболевает. Отец вне себя от горя. Базаров страшится бреда и постоянно проверяет рассудок на ясность. Ощущая близость смерти, он посылает за Одинцовой. Анна Сергеевна привозит с собой доктора-немца, но и тот признает свое бессилие. Их последняя встреча полна горечи: Базаров уже не тот, что прежде. Евгений просит Одинцову поберечься, ведь он заразен, но она, напротив, садится возле него. Он признается ей в чувствах, подчеркивая никчемность и их, и себя самого –
«любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается»
Базаров
Он сожалеет, что так быстро заканчивается его жизнь, и он успел так мало. Одинцова целует его в лоб. Спустя пару дней Базаров умирает. Родители его в отчаянии, Василий Иванович ропщет на Бога.
Финальная глава романа посвящена развитию жизни каждого из героев. Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой сочетались браком в один из зимних дней. После свадьбы Анна Сергеевна Одинцова отправилась в Москву, туда же отбыл и Павел Петрович: у него планировалось заграничное путешествие.
Впоследствии Одинцова выходит замуж во второй раз, не по любви, но по убеждению
. Они живут в большом ладу друг с другом, и доживутся, пожалуй, … до любви
. Кирсановы живут в Марьине, у Аркадия родился сын Коля. Павел Петрович поселился в Дрездене, где его обожает все общество: как местное, так и проезжее. Он все также хорош собой и аристократичен. За границей же и Кукшина, она общается в Гейдельберге со студентами-химиками. Ситников толчется
в Петербурге и утверждает, что продолжает дело Базарова…
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России…
. Там на чистую и ухоженную могилу приходят два старичка – то могила Евгения Базарова. Они припадают к ограде и долго молятся. Цветы, растущие на могиле, говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной
.
Комментарии