Главная > Литература > Краткие содержания > 5 класс > В дурном обществе

В дурном обществе (Короленко) - краткое содержание

В дурном обществе
Название произведенияВ дурном обществе
АвторВладимир Короленко
ЖанрПовесть
Год написания1881-1885
Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» написана в годы якутской ссылки писателя. Позднее она была переработана в рассказ «Дети подземелья», представляющий собой сокращенную версию повести. Произведение имеет реальную основу, прототипов. В образе судьи автор воспроизвел черты своего отца. Повесть отражает темы социального неравенства; взаимоотношения детей и родителей; нравственности и моральных убеждений.
Время чтения: 17 мин.

Главные герои

  • Вася - мальчик, 6 лет, сын уездного судьи. От лица этого героя ведется повествование.
  • Валек - мальчик, 9 лет, сын пана Тыбурция
  • Маруся - сестра Валека, 4 года
  • Пан Тыбурций Драб - отец Валека и Маруси, главарь шайки «дурного общества», вор
  • Отец Васи - судья уездного городка Княжье-Вено

Другие персонажи

  • Януш - бездомный, житель развалин графского замка
  • Старый «профессор», Лавровский, Туркевич - «темные личности», представители «дурного общества»
  • Соня - сестра Васи, 4 года
  • Старушка-няня - служит в доме судьи и воспитывает Соню

Краткое содержание

Глава 1. Развалины

Повествование начинается с истории семьи героя – рассказчика. Мальчик Вася потерял маму, когда ему было всего лишь 6 лет. Отец же предался горю и как будто не замечал своего сына, вся его любовь выливалась на младшую сестренку Васи, Сонечку, которой было 4 года.

«Я же рос, как дикое деревце в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы»

Живет семья повествователя в городке Княжье-Вено, или Княж-городок, основной достопримечательностью которого является тюрьма и полуразрушенный замок, находящийся на острове в одном из местных прудов. Об этом замке ходило множество легенд, считалось, что он построен «на костях человеческих», так как остров насыпан был искусственно плененными турками. Ужас разливался от старого замка и царил над всем городом. Старый бездомный Януш жил в этих развалинах и чувствовал себя абсолютным хозяином, выгоняя из этих мест всех других бездомных, надеющихся найти в замке приют.

На западной сторонеострова, на горе, стояла заброшенная часовня. Отсюда был виден весь остров. Замок и часовня описываются рассказчиком как живые существа: …у него глаза потухли, и в них не сверкали отблески вечернего солнца; у нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и…совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. Единственным связующим звеном этих, некогда «живых» зданий, были люди, бездомные, ищущие себе крышу над головой. Вася со своими друзьями нередко видел таких людей и

«…на примере старого замка я узнал впервые истину, что от великого до смешного один только шаг. Великое поросло в замке плющом, …а смешное казалось мне отвратительным… так как ирония этих контрастов была мне еще недоступна»

Глава 2. Проблематические натуры

Повествователь показывает нам галерею «проблематических натур», «дурного общества», выделяя особые черты каждого из таких представителей. Слишком уж часто видит их он на улицах своего городка, куда они приходят воровать и попрошайничать.

Первым среди таковых является старый «профессор»: это было тихое, угнетенное идиотизмом существо…. Прозвище «профессор» досталось ему по случаю того, что некогда он служил гувернером. Бездомный бродит по улицам, вечно что-то бормоча себе под нос, как будто он пытался вложить некий смысл в свои длинные речи. Слабым местом «профессора» было упоминание о режущих и колющих орудиях. Если кто-то вдруг вскрикивал: «Ножи, ножницы, иголки, булавки!» — бедняк хватался за грудь и тогда невыразимая мука слышалась в его голосе.

Другой фигурой, вызывавшей смех и издевки, был абсолютно спившийся чиновник Лавровский. Некогда герой был влюблен в дочь трактирщика Анну, но она уезжает с драгунским офицером, надежды чиновника рушатся, и он спивается. Ходит всегда оборванный и грязный, смотрит на всех отуманенным взором, не понимая, что нужно всем этим людям, глядящим ему вслед. Уединение и водка вызывали в нем прилив откровенности, желание излить тяжелое горе, угнетающее душу…. Свой рассказ он адресовывал деревьям, забору, сорокам. Так и засыпал он где-нибудь в грязи, убежденный в трагичности своего существования.

Следующий персонаж, Пан Туркевич, как он сам выражался: Не дает себе плевать в кашу. В целом, он производил впечатление веселое и «благополучное». Велел всем называть себя «генералом», его веселость, как и постоянное опьянение были нормальным для него состоянием. Напившись, «генерал» шел обличать нечестивых. Обычно он направлялся к дому уездного секретаря и разворачивал целый обличительный спектакль, пока кухарка не выбегала из секретарского дома и что-то не совала в руки Туркевичу. Частенько эти речи приводили Туркевича прямиком в кутузку.

Организатором и предводителем этой шайки бездомных и несчастных людей был пан Тыбурций, самая замечательная личность из всех проблематических натур. Его происхождение было никому не известно. Но вот что отмечает наш рассказчик: глаза Тыбурция, которые смотрели упорно и мрачно и в них светились острая проницательность, энергия и недюжинный ум. В целом, глаза выражали безграничную печаль. Обыватели считали, что он некогда был дворовым человеком какого-нибудь знатного пана. Тыбурций обладал ораторским талантом, все заслушивались его учеными речами. У Тыбурция было двое детей: девочка и мальчик, откуда они появились – тоже загадка.

Жители городка предполагали, что вся эта шайка живет в старой часовне на горе. Эта гора пользовалась дурной славой.

Глава 3. Я и мой отец

Рассказчик Вася редко бывает дома после смерти матери. Рано утром он убегал из дома, любил встречать новый день наедине с природой, но, проголодавшись, возвращался к завтраку.

Все звали его «бродягой» и «несносным мальчишкой». Отец пытался заняться его воспитанием, но мальчик становился робким и попытки разговоров заканчивались неудачей. Вася жаждет отцовской ласки и любви, но его отец, замкнувшийся в своем горе, порой просто не замечал ребенка. Мальчиком овладевает сознание горького одиночества;. Так описывает он свои взаимоотношения с отцом: Он все более убеждался, что я – дурной, испорченный мальчишка…и сознание, что он должен, но не может заняться мною, должен любить меня, но не находит для этой любви угла в своем сердце, еще увеличивало его нерасположение. И я это чувствовал.

Сестре Соне было 4 года. Вася очень любит ее. Но, думая, что он отпетый разбойник, няня запрещает им играть вместе. И тогда-то герой и начал бродяжничать. Он жаждет приключений, новых открытий. И Вася, собрав банду из нескольких дворовых мальчишек, решает предпринять вылазку на гору, чтобы обследовать часовню.

Глава 4. Я приобретаю новое знакомство

Ребята взбираются на гору и подходят к часовне. Дверь ее крепко заколочена, окна очень высоко. Вася залезает на плечи к своему другу и заглядывает внутрь здания: на меня пахнуло торжественною тишиною брошенного храма. Один из его товарищей тоже взбирается к Васе, они видят какой-то странный предмет, напоминающий ведро, и решают проверить, что же это такое. Вася обвязывает себя ремнем, другой конец отдает другу и спускается вниз. В этот момент предмет, который оказался горшком внезапно исчезает. Друзья бросают Васю и убегают. Я был один, точно в гробу, в виду каких-то странных и необъяснимых явлений. Из-под престола вылезли мальчик, худощавый и тонкий, как тростинка, и девочка с белокурыми волосами. Герои знакомятся. Это были Валек и Маруся, дети пана Тыбурция. Они выходят из часовни и отправляются все вместе гулять по горе. Рассказывают, что Лавровский, Туркевич и «профессор» их «семья». Вася осознает, что они здесь живут. Эта часовня – их дом. Валек просит никому не рассказывать Васю о их знакомстве. Герои прощаются до следующей встречи.

Глава 5. Знакомство продолжается

«С тех пор я весь был поглощен новым знакомством»

Если Вася встречал в городе кого-то из «дурного общества», то мигом отправлялся на гору, зная, что Валек и Маруся сейчас одни. Рассказчик приносит новым друзьям яблоки и конфеты. Особое внимание он уделяет Марусе: Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Ее улыбка напоминает Васе маму, и ему в этот момент становится невыносимо грустно. Маруся редко бегает и смеется, но если ее все же удавалось рассмешить, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик. Вася же был большой сорванец и ему хотелось с новыми друзьями бегать и играть, но Маруся не выдерживала таких игр и начинала плакать. Валек сажал ее на траву, рвал цветы и давал их ей перебирать.

Валек рассказывает Васе, что девочка больна, «это от серого камня», так он характеризует ее недуг. Серый камень высосал из нее жизнь.

«Здесь что-то неведомо-страшное было налицо. Что-то бесформенное, неумолимое, твердое и жестокое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из не румянец, блеск глаз и живость движений»

Это открытие умерило пыл и резвость главного героя. Все чаще с Валеком они садились возле Маруси и беседовали целыми днями напролет, все более и более проникаясь друг к другу чувством дружбы и привязанности.

Однажды разговор зашел об их отцах. Валек и Маруся сказали, что Тыбурций очень их любит. В ответ о своем отце такого сказать не мог Вася. Дети же говорят, что Тыбурций считает судью – лучшим человеком в городе. И не может быть такого, чтобы лучший человек не любил своего сына.

«Валек указал мне моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него…но нота щемящей любви, смешанной с горьким сознанием: никогда этот человек не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей»

Глава 6. Среди «серых камней»

Прошло несколько дней, члены «дурного общества, перестали приходить в город, и Вася забеспокоился, ведь так он не мог видеться со своими друзьями. Но однажды гуляя по улице, встретил Валека, а тот позвал его к себе в гости на гору. Только попросил Васю идти вперед, сам он должен был задержаться в городе по делу.

Вася ждал Валека на горе возле часовни. Вместе они прошли в какое-то подземелье, широкое и просторное, скрытое от взгляда посторонних людей. Подземелье вызывало чувство неприязни и некоего страха у главного героя. Лучи солнца проникали сюда не прямо, а прежде отражались от стен старых гробниц. В подземелье были старый «профессор», занятый починкой своих лохмотьев, и Маруся, перебиравшая цветы по своему обыкновению.

«Чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось, что я ощущаю на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и жадный. Мне показалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву»

Вася просит Валека взять Марусю и выйти на воздух.

Вася увидел, что Валек дал Марусе булку и та с жадностью принялась уплетать хлеб. Валек своровал хлеб в городе, пока повествователь ждал его на горе. Он пытается объяснить детям, что воровать – плохо. Но что такое голод герой и не подозревал. Я уходил потому, что не мог уже играть в этот день с моими друзьями безмятежно. Чистая детская привязанность моя как-то замутилась…

Глава 7. На сцену является пан Тыбурций

Но на следующий день Вася все же пришел к друзьям снова. Дети играют вместе, но начинается ливень, и они решают спуститься в подземелье. Там их игра продолжилась: жмурки. Водил Вася. Но вдруг сильная рука подняла героя в воздух. Это был Тыбурций, мокрый и сердитый.

Он начинает расспрашивать, что сын судьи делает в их подземелье, не проболтался ли Вася кому-нибудь об их укрытии. Вася же отвечает, что хоть он и сын судьи, но судить Валека и Марусю не собирается. Тыбурций же, усмехнувшись, говорит:

«Я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, он – нищий. Я краду и он будет красть. А твой отец меня судит, и ты когда-нибудь будешь судить…вот его!»

Разговор заканчивается и Валек начинает готовить ужин из принесенных Тыбурцием продуктов. Вася интересуется происхождением продуктов. Понимает, что они украдены. Возвращается домой с неясной головой, полной мыслей об этой семье.

«Странные речи Тыбурция ни на одну минуту не поколебали во мне убеждения, что воровать нехорошо. Нищие…Воры…У них нет дома!.. От окружающих я давно уже знал, что со всем этим соединяется презрение»

Идя домой, Вася натыкается на отца и впервые в жизни солгал ему, что просто гулял.

«Я всегда боялся отца, а теперь тем более. Теперь я носил в себе целый мир смутных вопросов и ощущений. Мог ли он понять меня?»

Глава 8. Осенью

Приближалась осень, Маруся начала прихварывать. Вася бывает на горе каждый день, он стал на горе своим человеком. «Темные личности» сделали ему лук и стрелы, возились с ним как со своим ребенком. Все они помещались в другом подземелье, отдельно от Тыбурция. Перед Васей открылись эти люди, вызывавшие насмешку и презрение на улице, здесь, на горе с совершенно иной стороны. Он всей своей детской душой ощущал трагизм их положения, горе и нужду.

С каждым днем Марусе становилось все хуже и хуже, хотя Валек и рассказчик выносили ее на улицу.

Спеша однажды к своим друзьям, Вася увидел в саду старого Януша, который что-то рассказывал его отцу. Отец в гневе прогнал бездомного. Вася понял, что разговор был о его дружбе с детьми Тыбурция. Когда же повествователь рассказал Тыбурцию об увиденном, тот расстроился. Это были плохие новости. У твоего отца есть сердце, он знает много…Но твой отец служит господину, имя которого закон. Вся моя беда в том, что у меня с законом вышла некоторая ссора! С этими словами Тыбурций взял Марусю на руки и ушел в дальний угол. А Вася снова стал думать о своем отце:

«Вот он какой, но все же он меня не любит»

Глава 9. Кукла

Маруся увядала, чтобы хоть как-то ее развлечь, Вася обратился за помощью к своей сестре Соне: уговорил ее на время отдать свою куклу, подарок их мамы.

Как только кукла появилась в подземелье, Маруся сразу же ожила, начала вставать с постели и даже смеяться. Но вот Васе дома приходилось оправдываться, нянюшка увидела, что куклы нет и стала ее искать. Отец, имея еще одну встречу с Янушем, запретил сыну выходить со двора. Но Вася сбегает рано утром, пока отец еще спит.

Маруся, лежа на кровати и находясь в бреду, обнимает куколку, Тыбурций пребывает в грусти.

Вася, вернувшись домой, застает отца, который строжайше запрещает всякие прогулки вне их двора, а затем и вовсе вызывает ребенка к себе на разговор в кабинет.

Разговор этот был очень тяжелым. Отец настойчиво спрашивает, куда подевалась кукла. Но Вася твердо не рассказывает ничего отцу. Лицо отца было бледно. Глаза горели гневом. Я весь съежился…

«В моей груди, навстречу его угрозам, подымалось едва осознанное оскорбленное чувство покинутого ребенка и какая-то жгучая любовь к тем, кто пригрел меня там, в старой часовне»

В этот момент в комнате появляется пан Тыбурций и объясняет все отцу Васи:

«Малый был в «дурном обществе», но, видит бог, он не сделал дурного дела, и если его сердце лежит к моим оборванным беднягам, то лучше велите меня повесить, но я не допущу, чтобы мальчик пострадал от этого. Вот твоя кукла, малый!»

Тыбурций приглашает Васю проститься с Марусей, она умерла, сам он уходит. Мальчик смотрит вопросительно на отца: В этом именно человеке я нашел что-то родное, что тщетно искал в нем прежде Вася и отец обнимают и нежно целуют друг друга. Судья отпускает Васю на гору и передает деньги для пана Тыбурция.

В подземелье на лавочке лежала Маруся. «Темные личности» готовили для нее гробик, Лавровский осыпал девочку цветами, а Валек спал в углу и нервно всхлипывал.

Заключение

Вскоре после этих событий все члены «дурного общества» рассыпались кто куда. Остались только «профессор» и Туркевич. Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли. Старая часовня все сильнее разрушалась.

Но Вася и Соня ухаживают за могилой Маруси. Часто вместе с отцом приходят сюда, читают, делятся мыслями, планами.

«Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произносили над маленькою могилкой свои обеты»

Чтобы закрепить прочитанный материал, пройдите тест по произведению:

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Оставить комментарий
АА
Отзывы и предложения