Главная > Краткие содержания > 10 класс > Вишневый сад

Вишневый сад - краткое содержание

Вишневый сад
Название произведенияВишневый сад
АвторАнтон Чехов
ЖанрПьеса (комедия)
Год написания1903
Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматургическое произведение А.П. Чехова. Комедия состоит из четырех действий. В заглавие вынесен главный образ-символ уходящей России – цветущий вишневый сад. Автор выводит на первый план новый тип человека – «дельца», противопоставляя его уходящему косному дворянскому сословию. Для Чехова, как основоположника «новой драмы», была важна так называемая «бессюжетность» произведения: нет внешних событий, но все так же сложно и так же просто одновременно, как и в повседневной жизни. Стержнем действия становится внутренний конфликт: в целом, для понимания идеи и проблемы комедии оказывается важным скрытый подтекст, непроизносимые мысли, «движения души героев» …

Главные герои

  • Раневская Любовь Андреевна - помещица, владелица имения, в котором находится вишневый сад
  • Аня - дочь Раневской, 17 лет
  • Варя - приемная дочь Раневской, 24 года
  • Гаев Леонид Андреевич - брат Раневской
  • Лопахин Ермолай Алексеевич - купец
  • Трофимов Петр Сергеевич - студент, бывший учитель погибшего сына Раневской

Другие персонажи

  • Симеонов – Пищик Борис Борисович - помещик, сосед Раневской
  • Шарлотта Ивановна - гувернантка
  • Епиходов Семен Пантелеевич - конторщик
  • Дуняша - горничная
  • Фирс - лакей, 87 лет
  • Яша - молодой лакей

Краткое содержание

Действие происходит в имении Раневской Любови Андреевны.

Действие первое

Утро, восход солнца, май. Лопахин разговаривает с горничной Дуняшей о скором приезде хозяйки имения, Любови Андреевны Раневской, которая возвращается из Парижа, прожив там 5 лет. Слышатся звуки подъезжающих экипажей и затем в комнату входят Раневская с дочерью Аней, гувернанткой Шарлоттой Ивановной, Варей, Гаевым и Симеоновым – Пищиком.

Варя, исполняющая обязанности хозяйки, а заодно и экономки имения во время отсутствия матери, по привычке распоряжается подать чаю и с любовью обнимает сестру Аню. Варя очень рада приезду любимых родственников.

Аня рассказывает, что мать совсем обанкротилась, за свои долги продала уже дачу около Ментоны, денег сейчас совсем нет, еле добрались домой. Но при этом положении дел дворянские замашки и запросы, да и стиль поведения Раневской вовсе не изменился. На вокзале она требует самого дорогого обеда, лакеям продолжает раздавать на чай. Варя же говорит о том, что в августе планируется продажа и этого родового имения. Эта печальная новость омрачается еще и тем, что Варя все никак не может получить предложения руки и сердца от Лопахина, хотя давно всем известно, что он влюблен в девушку.

Раневская с Гаевым предаются воспоминаниям о том, как славно складывалась их жизнь в этом имении, какими счастливыми были их детство и юные годы: О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя. Лопахин же вынужден своими разговорами вернуть их в реальность, предлагает некий план по спасению имения:

«Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать тысяч в год дохода»

Лопахину не безразлична судьба сада, его отец был крепостным у отца и деда Лопахиной, он вырос в этом имении и любит Раневскую, как родную мать. Но спасать положение Любови Андреевны как-то нужно. И она, и Гаев считают, что такое решение безрассудное, отдавать под дачи вишневый сад они не хотят, но и других вариантов не предлагают. Они живут лишь мечтами, снами и воспоминаниями о прошлой жизни. Так, например, Гаев вдруг начинает обращаться к старому шкафу, как к живому существу: Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости… воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания. Все это выглядит очень комично, особенно в глазах Лопахина и герой уезжает по неотложным делам в Харьков.

После отъезда Лопахина в комнату входит Петя Трофимов, студент, бывший учитель покойного младшего сына Раневской Гришеньки, его приход вызывает болезненные воспоминания у Любови Андреевны, но Петю она любит, поэтому все равно рада его видеть. Это еще одна встреча с прошлым и нежелание жить в настоящем. В этот подходящий момент Симеонов-Пищик, до этого молчавший, просит в долг у Раневской, и она дает ему деньги, опять-таки по своей старой барской привычке. Нет у нее понимания трагедии своего положения. Гаев же надеется на какое-нибудь наследство, или на то, что Аню можно выдать за богатого человека, или на то, что тетушка из Ярославля вдруг даст им денег. Все – призрачные идеи, лишенные здравого реального смысла.

Все, утомленные дорогой, отправляются спать.

Действие второе

На поле, за имением сидят на скамейке Шарлотта, Епиходов, Дуняша и Яша. Незадолго до этого Епиходов сделал предложение Дуняше выйти за него замуж, но Дуняша влюблена в Яшу, мечтает остаться с ним наедине. Шарлотта и Епиходов уходят в имение, а Яша рассказывает горничной о загранице, целует ее, но при этом просит уйти другой тропинкой, чтобы никто не подумал, что у них было свидание.

На сцене появляются Раневская, Гаев, Лопахин. Раневская опять сокрушается о том, что денег совсем нет, но тут же упоминает, что они с Гаевым только из ресторана, где поели и попили на круглую сумму, при разговоре оставшиеся монеты из кошелька выпадают и их подбирает Яша. Лопахин настаивает на принятии решения о вырубке вишневого сада и обустройстве дачных домиков, но Раневская ни за что не соглашается.

«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят, русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете»

Но Брат с сестрой считают «пошлым» сами понятия «дачи и дачники». Раневская лишь сокрушается о том, что все это ей в наказание за ее грехи: о том, что всегда сорила деньгами, что муж был страшный должник, что любовник ее в Париже ободрал ее, как липку, что она даже пыталась отравиться. А теперь этот любовник просит ее вернуться назад.

Раневская говорит Лопахину о том, что надо бы ему жениться, а еще лучше жениться на Вареньке, Лопахин соглашается с тем, что Варя – хорошая девушка, но пока не просит благословения и разрешения у Любови Андреевны. В это время появляются Трофимов, Аня и Варя.

Лопахин подшучивает на Петей, называя его вечным студентом, на что Трофимов сокрушенно отвечает:

«…вы будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»

Все при этих словах смеются, а Варя переводит разговор. И Трофимов в беседе представляет свою жизненную позицию и, так сказать, философию:

«Человечество идет вперед, совершенствует свои силы, только надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, пока работают очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно»

Все задумываются, только слышно, как тихо бормочет слуга Фирс, принесший пальто Гаеву, да вдали вдруг раздается звук лопнувшей струны, звук замирающий и печальный. Этот звук вызывает неприятные ощущения у всех. Фирс же говорит, что перед «волей», то есть отменой крепостного права, тоже были странные звуки. В этот момент по дороге идет прохожий и просит указать ему дорогу, а заодно и милостыню просит. Раневская, не задумываясь, дает ему денег, словно забыв о своем бедственном положении.

Все уходят, кроме Ани и Трофимова. Петя говорит, что Варя боится, что между ним и ее сестрой вспыхнут чувства: Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Аня же, восхищаясь речами Пети, вдруг понимает, что уже совсем не так привязана к саду, как раньше, что ей хочется перемен, чего-то нового, неизведанного.

«Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест…чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывном трудом. Будьте свободны, как ветер»

Аня и Трофимов уходят к реке. Всходит луна.

Действие третье

Действие открывается сценой бала в гостиной у Раневской. Все танцуют парами. Фирс разносит водку. Играет еврейский оркестр. Варя сокрушается, что наняли оркестр, а платить нечем. Шарлотта показывает фокусы, Симеонов-Пищик снова просит в долг, Любовь Андреевна веселится, только нет Гаева, он поехал в город на торги, где должно было продаваться имение и так пока и не вернулся. Раневская просит Трофимова немного ее развлечь, потому что она волнуется о том, какие новости будут из города. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза. Он говорит Раневской, что не стоит возвращаться в Париж к любовнику, а она как раз это и собирается сделать, что тот обобрал ее, что он мошенник, а Любовь Андреевна этого не видит. Что он всего лишь негодяй и ничтожество. На что Раневская отвечает, что Петя не знает настоящей любви, что вздор – все его речи. Трофимов в ужасе осознания ситуации, в которую загнала себя Раневская, убегает и случайно падает с лестницы, вызывая у всех лишь смех. Раневская просит прощения у Пети.

Через некоторое время появляются Лопахин и Гаев. Лопахин радостно взволнован, а Гаев утирает слезы одной рукой, в другой держит покупки: анчоусы и керченские сельди. Оказывается, сад купил Лопахин. Наступает молчание.

Любовь Андреевна угнетена, Варя демонстративно бросает ключи от имения посреди гостиной и уходит.

«Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет) Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь»

Аня уводит заплаканную любовь Андреевну.

Действие четвертое

Декорации первого акта. Но нет ни мебели, ни занавесок, чувствуется пустота. Около двери сложены чемоданы. Действия как такого не совершается. Все поглощены приготовлениями к дороге. Герои даже не слышат и не чувствуют друг друга. Все происходит отрывочно, бессвязно. Любовь Андреевна бледна, не может говорить. Она только что отдала кошелек с деньгами мужикам из своего имения, которые пришли попрощаться с барыней. Лопахин зовет всех выпить по бокальчику на дорожку. Но никто не откликается на этот призыв. Трофимов решает проводить Раневскую, а сам намерен отправиться в Москву. Лопахин же уезжает в Харьков по делам. Гаев устроился в банк, только никто не верит, что это надолго. Аня распоряжается отправить Фирса в больницу, так как он совсем болен. Яша тоже уезжает с господами и с Дуняшей даже прощаться не хочет.

Пора ехать. Раневская прощается с домом: Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна, а там тебя уже не будет, тебя сломают. Сколько видели эти стены!

Аня остается в Москве, хочет учиться; Шарлотта просит Лопахина найти ей место работы, податься ей некуда.

Раневская спрашивает Лопахина о намерении его жениться на Варе, на что тот отвечает, что не может и не станет этого делать. Варя собирает вещи и нанимается экономкой в семью в соседнее имение.

Все одновременно говорят, что-то спрашивают, но в тоже время не слышат друг друга. Присаживаются на дорожку и уходят. Лопахин закрывает двери. Прощай, старая жизнь!, Здравствуй, новая жизнь! — говорят одновременно Аня и Петя.

Сцена пуста. Раздается только звук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Из комнаты вдруг выходит Фирс. Он болен. Заперто. Уехали…Про меня забыли…Ничего…я тут посижу… Ложится и замирает. Лежит неподвижно.

«Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду стучат топором по дереву»

Чтобы закрепить прочитанный материал, пройдите тест по произведению:

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Оставить комментарий
АА