Главная > Персонажи сказок > Щелкунчик

Щелкунчик

Щелкунчик
Щелкунчик - герой волшебной повести Эрнста Гофмана. Это яркая игрушка, вырезанная из дерева - неуклюжий коротышка в военной форме. Если потянуть его за плащ, он откроет рот и расколет вложенный орешек. Ночью персонаж оживает и обретает дар речи. За неказистой наружностью скрывается заколдованный принц Кукольного королевства. У Щелкунчика добрая душа и храброе сердце. Он мечтает одолеть Мышиного короля и надеется, что когда-нибудь встретит любовь и освободится от действия злых чар.

Внешность и характер

Главный герой гофмановской сказки - механическая карикатурная игрушка, предназначенная для раскалывания орехов. Её вместе с другими подарками кладут под ёлку на Рождество. Щелкунчик выглядит забавно, поскольку обладает непропорциональной фигурой. Его тело чересчур длинное и плотное, а руки и ноги - наоборот, короткие и тонкие. Нескладный и смешной человечек одет в щегольской наряд - гусарский мундир, расшитый золочёными шнурами, и черные блестящие сапоги. На его плечах висит узкий плащ. Щелкунчик носит светлый парик с косичкой. У него приветливые зелёные глаза и добродушное выражение лица.

Когда игрушечный герой оживает, он демонстрирует благородный и отважный характер - поднимает солдат на битву с Мышиным королём. В бою Щелкунчик проявляет мужество и решительность. Несмотря на плохое самочувствие, он возглавляет войско и даёт отпор врагу, превосходящему по силе и численности. Наряду с лидерскими качествами, персонаж владеет безупречными манерами. Он общается учтиво и непринуждённо, производя приятное впечатление на окружающих.

Печальная предыстория

Деревянный Щелкунчик - не обычная игрушка. Это заколдованный племянник Христиана Дроссельмейера. Когда-то он был симпатичным и любезным юношей, но злые чары отняли у него привлекательную внешность. Герой пострадал из-за собственной доброты. Его попросили помочь принцессе Пирлипат, которую колдунья Мышильда превратила в страшилище. Щелкунчику удалось вернуть девушке красоту, но он, сам того не желая, стал причиной гибели Мышильды. Умирающая мышь прокляла молодого человека, и тот превратился в деревянного пучеглазого уродца.

Очаровательная Пирлипат с брезгливостью отшатнулась от своего спасителя - она не собиралась выходить замуж за безобразного человечка. Несчастного Щелкунчика с позором прогнали из дворца. У него мало шансов вернуться к прежней жизни. Чтобы избавиться от проклятия, герой должен победить семиглавого Мышиного короля и заслужить искреннюю любовь юной девушки. Если первое условие кажется трудновыполнимым, второе и вовсе представляется невозможным.

Сражения, любовь и чудеса Кукольного королевства

Появившись в семье Штальбаума, Щелкунчик сразу находит добрую подругу и покровительницу - Мари, младшую дочку советника медицины. Девочке очень нравится странный деревянный коротышка, она мысленно одушевляет его. Когда брат ломает игрушке зубы, Мари жалеет Щелкунчика. Она заботится о пострадавшем и укладывает его спать в уютную кукольную кроватку. Ночью гостиную наводняют полчища мышей, которыми командует жуткий монстр - Мышиный король, заклятый враг Щелкунчика. Ставшая свидетельницей сражения, девочка перебарывает страх и запускает туфелькой в семиглавое чудовище, спасая жизнь раненому другу. Благодарный Щелкунчик проникается тёплыми чувствами к милой и храброй малышке.

Щелкунчик и Мари

Вскоре волшебная история увлекает и Фрица - старшего брата Мари. Мальчик жалеет, что искалечил игрушку и стремится загладить вину. Он дарит Щелкунчику серебряную саблю. Получив долгожданное оружие, маленький полководец поражает Мышиного короля. Теперь злобное чудовище не представляет угрозы для Мари и её куколок. Радостный герой приглашает девочку в сказочное королевство, полное чудесных диковинок. Друзья гуляют по Леденцовому лугу и Пряничному селу, любуются Апельсинным ручьём и катаются по Розовому озеру. Добравшись до Конфетенбурга, Мари посещает Марципановый замок. Щелкунчик знакомит девочку со своими сёстрами, те оказывают гостье радушный приём. История заканчивается счастливо. Любовь Мари снимает заклятие и Щелкунчик вновь обретает человеческий облик.

Прототип персонажа

Родиной знаменитой игрушки считается маленький город Зайфен, расположенный в Германии. Среди местных жителей распространено ремесло художественной резьбы по дереву. Самые популярные изделия - небольшие деревянные куклы-зубастики. В далёкие времена народ делал их ради шутки. Куколки были смешными карикатурами на представителей знати - князей и баронов, притеснявших простых рабочих.

Однажды кто-то придумал оснастить игрушку простейшим механизмом, чтобы с её помощью колоть орехи. Так появилась забавная куколка, заменяющая кухонные щипцы. Попав на ярмарку в Лейпциге, "зубастики" пользовались завидным спросом у хозяек и любителей оригинальных сувениров. Одна из таких игрушек вдохновила Гофмана на создание рождественской истории. Изданная в 1816 году, сказка столь сильно впечатлила маленьких читателей, что они стали просить родителей купить на Рождество любимого героя - Щелкунчика. Таким образом, повесть сделала деревянную игрушку популярным подарком для детей.

Влияние "Щелкунчика" на русское искусство

Волшебная сказка нашла отражение в музыке Петра Ильича Чайковского. Знаменитый русский композитор создал двухактный балет "Щелкунчик" по мотивам гофмановского сюжета. Автор использовал новаторские приёмы в раскрытии музыкальных образов и впервые включил в произведение звучание челесты - клавишного металлофона. Этот инструмент ласкает слух нежными звуками, похожими на звон серебряных колокольчиков. Мелодичная челеста погружает слушателя в сказочный мир и ярко передаёт атмосферу рождественского чуда.

Отголоски истории Щелкунчика звучат в сказках русских писателей. Увлекавшийся творчеством Гофмана, Антоний Погорельский в "Чёрной курице, или Подземных жителях" переплёл светлые детские грёзы и тоскливую реальность. Герой повести, мальчик Алёша привязывается к курочке Чернушке, которая оказывается министром Подземного царства. Другой автор, Владимир Одоевский, написал фантастический рассказ "Городок в табакерке", в котором также прослеживаются отсылки к гофмановским мотивам. Миниатюра Одоевского иллюстрирует противостояние живой детскости и механизированного мира взрослых.