Снежная королева предстаёт высокой, стройной, ослепительной белой женщиной. Её ледяное тело прекрасно и совершенно, словно античная статуя. Прелестное загадочное лицо пленяет правильными и тонкими чертами. Холодные глаза сверкают подобно звёздам, но не выражают никаких чувств. Зимняя красавица укутана в тончайший белый тюль, сотканный из миллионов снежинок. Катаясь по городу на санях, она надевает длинную снежную шубу и меховую шапку.
Королева выглядит восхитительно, но от её неземной красоты веет смертельным холодом. Когда повелительница вьюги заглядывает в окошко, стекло сразу же покрывается ледяными узорами. Её морозное дыхание губит птиц и животных. Поцелуи Снежной королевы лишают жизненного тепла и приносят забвение - человек становится равнодушным, не помнит своего прошлого и близких.
Героиня андерсеновской сказки обитает в Лапландии - далёкой стране вечных льдов. Добраться до её чертогов можно только на северных оленях. Королевский дворец охраняют стоглавые змеи, мохнатые медведи и страшные ежи. Фантастические животные рождаются из снежных хлопьев, увеличиваясь на глазах. Диковинные стражи образуют огромное войско и несутся навстречу непрошеному гостю, чтобы напугать, сбить с пути и заморозить.
Если нежданному визитёру всё-таки удаётся пройти сквозь сонм снежных фигур, он попадает в чертоги королевы. Сотни просторных зал освещаются всполохами северного сияния. Здесь сказочно красиво, но холодно, пустынно и неестественно тихо. В центре главной залы сияет замёрзшее озеро, которое хозяйка называет зеркалом разума. Лёд, сковавший водоём, растрескался на тысячу кусочков правильной геометрической формы. Посреди озера величественно красуется королевский трон. Здесь снежная красавица развлекается "ледяными играми разума" и зажигает голубые бенгальские огоньки.
Когда белоснежное великолепие надоедает, владелица зимних чертогов посещает тёплые края, чтобы заглянуть в "чёрные котлы". Так королева называет кратеры огнедышащих вулканов - Этны и Везувия. Она летает по свету на тёмном свинцовом облаке в сопровождении вихря снежных звёздочек.
Снежная королева играет в сказке отрицательную роль разлучницы. Она похищает мальчика Кая, и его названой сестрёнке Герде предстоит пройти немало испытаний, чтобы вернуть любимого брата. Доброта, храбрость и горячая вера в Бога помогают девочке освободить Кая от власти злых чар.
Как обычный мальчишка привлекает внимание инфернальной красавицы? Это происходит случайно: бабушка рассказывает детям о королеве снежинок и Кай проявляет дерзость, ставшую для него роковой. Он грозится посадить Снежную королеву на тёплую печку, если она осмелится войти в его дом. Бабушка сразу же меняет тему разговора, понимая, что с потусторонними силами шутить опасно. Однако ледяная дева слышит слова Кая и является ему тем же вечером. Мальчик пугается, но видение бесследно исчезает.
Наступает долгожданное лето. Кай и Герда беззаботно играют вместе, когда мальчику становится нехорошо: он чувствует колющую боль в груди и глазах. Через мгновенье всё проходит, но Кай резко меняется - делается грубым и осыпает окружающих злыми насмешками. Причина странных метаморфоз - невидимые осколки дьявольского зеркала, попавшие в глаза и сердце подростка. Из-за них всё доброе и прекрасное видится Каю уродливым, а дурные вещи приобретает особую яркость.
Поведение мальчика становится невыносимым: он ломает розы, обижает Герду и передразнивает бабушку. Его больше не интересуют книги с картинками и не радует любимый цветник. Отныне несовершенству живого очарования Кай предпочитает идеальную симметрию снежинок - его завораживает безупречная точность линий. Любопытно, но колдовской осколок почему-то не влияет на восприятие мёртвой ледяной красоты. Это наводит на мысль, что всё происходящее с мальчиком - не что иное, как проделки Снежной королевы.
Вскоре повелительница снежинок похищает Кая прямо с городской площади. Она целует мальчика и тот теряет память. Королева увозит зачарованного пленника в Лапландию и селит в своём роскошном дворце. Подросток пребывает в полусне, зависая между жизнью и смертью. Он проводит часы за "ледяной игрой разума": выкладывает из льдинок затейливые фигуры. Они кажутся Каю произведениями искусства, преисполненными глубокого смысла.
Когда снежной деве надоедает общество Кая, она улетает в тёплые страны, оставив мальчика складывать из ледышек слово "вечность". В награду королева обещает вернуть Каю свободу, подарить весь свет и пару новых коньков. Задача оказывается невыполнимой, и только Герда помогает её решить. Горячие слёзы девочки проникают в сердце Кая, расплавляя злополучный зеркальный осколок. Мальчик оживает и становится прежним. Радость его сестры так велика, что даже бездушные льдинки пускаются в пляс, а затем сами укладываются в нужном порядке и составляют заветное слово. Дети обретают свободу и возвращаются домой - к любимой бабушке и цветущим розам.
У инфернальной героини Андерсена есть фольклорные двойники. В скандинавском эпосе упоминается Ледяная Дева, которая повелевает метелями и морозами. Этот женский образ служит воплощением зимнего холода и смерти. Безжалостная дева забирает понравившихся молодых парней - губит их или превращает в рабов. Из-за её прихотей несчастные девушки лишаются женихов.
В японских легендах присутствует похожий персонаж - Юки-онна. Высокая и светловолосая, она обитает в горах и предстаёт перед путниками в сверкающем белом кимоно. Юки-онна считается мстительным призраком убитой женщины, поэтому встреча с ней не сулит ничего хорошего.
В славянском фольклоре образу Снежной королевы наиболее близка Мара-Марена. Мрачный женский персонаж олицетворяет силы зимы и тесно связан со смертью. Соломенное чучело Марены сжигали, когда провожали холода и встречали весну. Люди верили, что ритуал принесёт богатый урожай и убережёт их от несчастий.
Прототипом Снежной королевы стала шведская оперная певица Женни Линд, в которую сказочник был безнадёжно влюблен. Будучи застенчивым человеком, Андерсен не решился заявить о своих чувствах напрямую. Он отправил девушке письмо-признание, но та отреагировала молчанием. При встречах она называла Ганса снисходительно и ласково - "милый братец", "дитя".
Женни считала писателя "вечным ребёнком", относилась к нему тепло и дружелюбно, однако не оставляла ни малейшей надежды на взаимную страсть. Свою жизнь она полностью посвятила музыке и пению. Впечатлительный Андерсен видел в любимице публики Снежную королеву - прекрасную и недосягаемую, таинственную и строгую. Романтичный образ Женни Линд вдохновил автора на создание знаменитой сказки.