Главная > Персонажи сказок > Соловей-разбойник

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник
Соловей-разбойник - знаменитый персонаж былинного эпоса и волшебных сказок. В повествовании он играет отрицательную роль - губит народ страшным свистом. От звука его голоса вянут цветы и клонятся деревья, умирают животные и люди. Соловей живёт в лесу и внушает ужас окрестному населению - мирные жители боятся подходить к его владениям. Будучи побеждённым, злодей проявляет коварство и преподносит главному герою неприятный сюрприз.

Интересные факты:

  • умеет громко и жутко свистеть
  • губит людей страшной силой своего посвиста
  • любит сидеть на высоком дубе
  • живёт возле Калинового моста и речки Смородинки
  • обладает безжалостным и коварным характером

Внешность и место обитания

Соловей-разбойник - известный персонаж древнерусских былин и восточнославянской мифологии. Он - герой-антагонист, один из опаснейших противников славного богатыря Ильи Муромца. Изображается крепким мужчиной тюркской внешности или фантастическим громадным существом с крыльями. Соловей-разбойник живёт в затерянных, гиблых местах, где давно не ступала нога человека. Здешние достопримечательности - те же самые, что и в сказках про Змея Горыныча и Чудо-юдо. Это мрачный Калинов мост и огненная речка Смородинка - граница между миром живых людей и обителью темных духов. Здесь, на вековых дубах, восседает страшный крылатый разбойник, которого также называют Одихмантьевым сыном. Он терпеливо проводит часы в ожидании путников, а когда те появляются - безжалостно губит их ради развлечения.

Удивительные способности

По физическим параметрам и выносливости Соловей уступает могучим богатырям. Его сила заключается не в крепких мускулах, а в страшном сокрушительном посвисте. Злодей умеет "свистать по-соловьему" и "кричать по-звериному", но это не простые птичьи трели и звериный рык. Звуки, издаваемые разбойником, имеют сверхъестественную природу и убивают всё живое. От свиста Соловья сохнут травы, осыпаются цветы и склоняются к земле высокие деревья. Если разрушительная звуковая волна настигает человека, он падает замертво.

Помимо "музыкальных" способностей, персонаж наделён даром предчувствия - Илья Муромец ещё далеко, а разбойник уже чует грозящую опасность и безуспешно пытается поразить героя оглушительным свистом. Однако прежде беспроигрышное оружие почему-то не действует на Илью. Только богатырский конь спотыкается, но, боясь рассердить своего хозяина, продолжает путь к Соловьиной дубраве. Илья Муромец стреляет из лука и попадает злодею в правое око. Противник повержен - он неуклюже валится с дерева на землю. Старый казак пристёгивает разбойника к булатному стремени, и с победой едет в стольный Киев-град.

Соловей-разбойник на дереве

Соловьиное семейство

Отрицательный персонаж не всё время сидит на дубе: у него есть собственное "гнёздышко" - богатый дом, который находится неподалёку. Там Соловья ждёт большое семейство - три любимых дочери и три зятя-помощника. Младшая дочь выглядывает из окна, и видит, что "мужичища-деревенщина" взял отца в плен и куда-то везёт на коне. Она поднимает тревогу - зятья хватают звериные рогатины и бегут в чистое поле бить Илью Муромца. Но стоит мужчинам подойти ближе, Соловей-разбойник их неожиданно осаживает. Он требует бросить оружие и чествовать богатыря как дорогого гостя - пригласить его в терем, угостить вкусной едой и медовыми напитками. Здесь проявляется коварный характер злодея. Он понимает, что если на Илью не подействовал смертельный свист, медвежьи рогатины ему тем более нипочём. Но кто знает, вдруг "деревенщина" недостаточно умён и попадётся на крючок гостеприимства? Тогда его можно будет напоить отравленным питьём или погубить каким-либо другим способом. Главное, оттянуть время и вызвать у врага доверие. Однако богатырь продолжает свой путь, не обращая внимания на сладкие речи и приглашения. Тем не менее, дипломатия Соловья сохраняет жизнь его семье - зятья и дочери разбойника остаются невредимыми.

Последнее выступление

Приехав в Киев, Илья встречается с князем Владимиром и упоминает про пойманного Соловья-разбойника. Поначалу князь не верит, но, спустившись во двор, видит прикованного Одихмантьева сына. Повелитель стольного града хочет услышать знаменитый свист, но Соловей проявляет гордость и чувство собственного достоинства. Он даёт понять, что намерен слушаться только богатыря, который его победил. Тогда Илья Муромец повторяет просьбу князя. Разбойник соглашается, но прежде требует чарку зелена вина, чтобы почувствовать себя лучше после нанесённых ран. Ему приносят огромную чашу - величиной с полтора ведра, которую Соловушка одним глотком опустошает. Ощутив прилив энергии, злодей свистит, но не в полсилы, как велел Илья, а во всю мощь. Жуткая волна накрывает город: гнутся маковки церквей и теремов, рассыпаются оконные стёкла, падают замертво бояре и слуги. Чудом уцелевший князь трясётся от ужаса, укрывшись дорогой шубой. Богатырь по-быстрому вывозит Соловья-разбойника в чистое поле и отрубает ему голову со словами: "Полно тебе свистать, оставляя жён вдовами и малых детей сиротами!" Одихмантьев сын погибает, но остаётся верным своей лихой натуре.

Происхождение персонажа

За образом отчаянного свистуна стоит реальный прототип. Согласно народному преданию, найденному в рукописном сборнике 17 века, в давние времена на территории Нижнего Новгорода жили два знатных и сильных мордвина. Они были друзьями. Одного звали Скворец, другого - Соловей. Столь странные птичьи имена были в ходу у мордвы до принятия христианской веры. По легенде, Соловья победил и связал знаменитый силач Илья Муромец .

Некоторые исследователи проводят параллели между образом былинного разбойника и восточными персонажами - вещей птицей Симургом, белым дивом, богатырями Кергсаром и Ауладом. Недаром лесной монстр изображается с тюркскими чертами и наделяется нерусскими отчествами - Одихмантьевич, Рахматович, Рахманьевич, Ахматович.

Есть также предположение, что образ Соловья восходит к языческим жрецам, вынужденным скрываться от преследований в глухих лесах. Персонаж предстаёт опасным чужаком, ненавидящим простой народ. В 17 веке Соловья-разбойника рисовали на изразцах и лубках в облике вооруженного польского шляхтича. Сказочный злодей стал ярким художественным воплощением врагов Русской земли и православной веры.