Ставр Годинович - молодой черниговский боярин, герой популярной русской былины. Изображается привлекательным мужчиной - румяным, высоким и широкоплечим. От природы персонаж надёлён внушительной силой - недаром сказители называют его богатырём. Он принадлежит к знатному роду и одевается богато: носит вышитую рубаху, нарядный кафтан, шапку с меховым околышем и сафьяновые сапоги. Сидя на торжественном пиру, Ставр Годинович привлекает внимание киевского князя. Черниговский гость статен, красив и ведёт себя очень сдержанно. В разгаре застолья, когда все приглашенные пьют хмельные напитки и хвастаются друг перед другом, Ставр хранит молчание. Этот боярин не находит в похвальбе ни смысла, ни удовольствия. У него есть всё, о чём может мечтать человек - обширные имения с городками и сёлами, удалые породистые кони, дорогая шёлковая одежда. И семейная жизнь складывается отлично: дома героя ждёт красавица-жена, умная и трудолюбивая Василиса Микулишна. Но зачем хвастаться своим благополучием? Во-первых, такое поведение недостойно настоящего мужчины, а во-вторых, не зря мудрецы говорят, что "счастье любит тишину". Кичиться богатством и удачей - пробуждать в людях ненужную зависть.
По натуре Ставр Годинович спокоен и молчалив. Но если кого-то заинтересует его мнение, он открыто скажет то, что думает. В былине откровенность персонажа играет с ним злую шутку. Отвечая на вопрос князя Владимира, молодой боярин увлекается и всё ж таки умудряется сболтнуть лишнего. В разговоре он упоминает свою жену Василису, которая столь хитра и ловка, что легко заткнёт за пояс всех бояр и сведёт с ума самого князя. Услышав слова Ставра, все замолкают - речи черниговского гостя звучат крайне дерзко. Как бы умна ни была женщина, разве можно произносить такое вслух? Ведь Владимир Красное Солнышко может счесть сказанное за оскорбление и сильно обидеться. Тогда от его благостного настроения не останется и следа, а незадачливый "правдоруб" живо угодит в темницу.
Далее ситуация разворачивается не в пользу Ставра Годиновича. Рассерженный князь приказывает заточить молодого человека в глубокое подземелье и держать его на овсе и воде - пусть знает, чем чреваты самоуверенные и непочтительные высказывания. И если жёнушка Ставра столь умна, сколь он о ней отзывается, пусть попробует освободить своего супруга из тюрьмы! Боярина связывают и бросают в темницу. Участь его незавидна: в подполье холодно, голодно и одиноко. Там даже на яровчатых гуслях не поиграешь, чтобы развеять тоску, а ведь герой замечательно владеет этим музыкальным инструментом. Он умеет исполнять самые разные мелодии - от русских танцевальных до заморских.
Вскоре супруга Ставра Годиновича узнаёт от посыльного, что произошло с её мужем. Женщина понимает: нельзя терять время, нужно действовать хитро и решительно. Она состригает роскошные русые косы, переодевается в мужской наряд и садится на резвого коня. На глазах изумленных служанок почтенная боярыня превращается в стройного и пригожего юношу. Его зовут Василий Микулович, он посол золотоордынского царя и едет к киевскому князю по важному делу - получить с него дань, которая накопилась за двенадцать лет. Посла сопровождает удалая дружина, состоящая из нескольких десятков воинов.
Когда Василий Микулович прибывает в Киев, князь Владимир принимает его с великими почестями и душевным трепетом. Красное Солнышко побаивается татарского правителя, поскольку не в состоянии выплатить многолетний долг - не хватает золота и серебра. Однако матушка князя не разделяет его страхов, поскольку сразу понимает, что перед ней женщина. Она тщетно пытается образумить Владимира, обращая его внимание на женственный облик и манеры посла: по двору идёт, будто уточка плывет, по горнице ступает мелкими и грациозными шажочками, а когда садится на лавку, скромно сжимает колени. Кроме того, у золотоордынского посланника ухоженные белые руки с тонкими пальчиками, на которых заметны следы от драгоценных перстней.
Владимир решает проверить гостя на принадлежность к мужскому полу. Он приглашает Василия Микуловича в баню. Тот соглашается, но успевает прийти туда раньше князя, быстро попариться и одеться. Ему недосуг часами нежиться в баньке - нужно получить дань и скорее возвращаться к своему правителю. Видя, что первая попытка провалилась, князь предлагает Василию поучаствовать в традиционно мужских соревнованиях - кулачных боях, стрельбе из лука и игре в шахматы. Обычной женщине трудно было бы выдержать такую проверку, но супруга Ставра Годиновича - не изнеженная боярыня, а настоящая поленица. Её отцом был легендарный оратай Микула Селянинович, сильнейший герой из великой тройки богатырей. Василиса Микулишна искусно владеет оружием и удар у неё отлично поставлен - не каждый витязь сравнится с такой женщиной! Переодетая воительница легко справляется со всеми испытаниями: раскидывает лучших борцов, побеждает в состязании лучников и одерживает верх над князем в шахматном поединке. Растерянный Владимир вынужден признаться, что его казна поистощилась и дань платить нечем. Тогда татарский посол требует отдать ему в жёны княжескую племянницу - Забаву Путянишну. Князь вынужден согласиться, несмотря на протесты матушки: у него не остаётся сомнений, что нежданный гость - мужчина, с которым шутки плохи.
На свадебном пиру жених приунывает и просит Владимира пригласить музыкантов, чтобы развеять грусть-тоску. Но лучшие княжеские гусляры не могут развеселить Василия Микуловича - он требует выпустить из темницы Ставра Годиновича, об исполнительском мастерстве которого наслышана вся округа. Пусть опальный боярин сыграет на яровчатых гуслях и потешит жениха с невестой! Красное Солнышко нехотя соглашается: лучше уж упустить Ставра, чем испортить отношения с новым родственником. Герой покидает место заточения, берёт кленовые гусли, смотрит на молодую пару и не узнает в "женихе" свою супругу. Новоприбывший гусляр играет красивые мелодии, пока Василий Микулович не уводит его со свадебного пира в степной шатёр, якобы желая приобщить свою дружину к музыкальному искусству. Там, вдали от княжеских хором, происходит чудесное превращение - золотоордынский посол переодевается в женское платье и превращается в боярыню Василису Микулишну. Она ничуть не изменилась, вот только лишилась длинных кос, но волосы быстро отрастут. Главное, что любимый супруг вновь на свободе. Ставр Годинович хочет сразу уехать с Василисой в родной Чернигов, но та отказывается тайно покидать Киев: не пристало добру молодцу воровски сбегать. Муж и жена вместе возвращаются на свадебное торжество. Ставр заявляет, что был прав: Василиса и впрямь свела с ума князя - он только что чуть было не отдал свою племянницу замуж за женщину. Владимир Красное Солнышко вынужден признать свою оплошность и отпустить героев с миром.
Есть мнение, что прототипом былинного Ставра Годиновича стало реальное историческое лицо - некий сотский по имени Ставр. В 1118 году этот человек был обвинен Великим князем в содействии беспорядкам на территории Новгорода и отправлен в заточение. Отголоски его биографии тесно переплелись с сюжетом о верной жене, широко распространённым в то время в фольклоре европейских стран. "Бродячая" история о храброй деве-воительнице, освобождающей близкого человека, была переосмыслена и пересказана в традициях русского народного творчества. Песня о Ставре Годиновиче приобрела огромную популярность - драматичный сюжет с забавными моментами и счастливым финалом пришёлся по душе слушателям.