Никита Кожемяка - прославленный богатырь-змееборец, герой русских сказок и былин. На картинах он изображается высоким молодым мужчиной крепкого телосложения с русыми волосами и голубыми глазами. Никита носит простую одежду - белую рубаху с красной вышивкой, холщовые штаны и сапоги. Поверх светлой рубашки надет серый фартук - знак принадлежности к роду ремесленников.
Герой зарабатывает на жизнь кожевенным делом: обрабатывает бычьи кожи и мастерит из них разные изделия. Обладая огромной силой, добрый молодец не спешит на поле боя - занятия ремеслом вдохновляют его куда больше, чем богатырские поединки. Как известно, выделка кож требует от мастера сноровки, выносливости и немалой физической силы, однако Никите наоборот приходится сдерживать свою мощь, чтобы не повредить материал. Если ненароком отвлечь дюжего ремесленника, он может сделать неверное движение и порвать десяток воловьих кож, сложенных вместе. Именно так и происходит, когда к работающему Никите является сам царь со своей супругой. Правитель Киева просит богатыря о помощи - крылатый змей похитил его любимую дочь и унёс в своё логово. Окольными путями удалось выяснить, что чудовище боится лишь одного человека - силача Никиту Кожемяку. Только мастер из Кожевенной слободы способен победить десятиглавого монстра с железными крыльями и медными когтями.
Существует несколько интерпретаций сюжета о скорняке-змееборце, по-разному раскрывающих характер главного персонажа. Во всех сказаниях герой поначалу отказывается вызволять царскую дочку из заточения. По первой версии нежелание богатыря сражаться со змеем объясняется тем, что он очень сильно рассердился на царя с царицей. Их неожиданный визит так разволновал Никиту, что у него задрожали руки - в итоге двенадцать дорогих воловьих кож оказались разорваны и безнадежно испорчены. В сердцах кожевник ответил решительным отказом на просьбу самодержца и лишь после долгих уговоров нехотя согласился. Согласно второй версии, Никита испугался предстоящей битвы - по натуре он был добродушен, робок, никогда в жизни не сражался и не верил, что сможет совершить богатырский подвиг. Да ещё такой грандиозный - в одиночку одолеть жуткое чудище!
Тем не менее царь находит способ уговорить упрямого ремесленника. Зная, что Никита сострадателен и чуток, он собирает пять тысяч детей, родителей которых погубил летающий змей. Услышав просьбы плачущих сирот, силач-кожевник больше не может оставаться в стороне. Он твёрдо решает освободить русские земли от проклятого монстра и готовится к сражению - обматывается для защиты засмоленной пенькой и идёт к логову кровожадного дракона. Этот момент подчеркивает, насколько герой близок простому народу. Царские почести и обещания щедрой награды его не прельщают, а слёзы бедняков трогают до глубины души и побуждают идти в бой.
Подойдя к змеиной пещере, Никита обнаруживает, что монстр спрятался - почуял смертельную опасность. Но коли богатырь взялся за дело, так настроен решительно: он вызывает змея на поединок, обещая в случае отказа разметать его логово и прикончить врага прямо в норе. Чудовище не выдерживает угроз - оно вылетает из-под земли и ожесточенно сражается с удалым молодцем. Вся округа гудит от страшного побоища: сырая земля стонет, а столетние дубы качаются словно былинки на ветру. Богатырь ловко орудует палицей и побеждает ненавистного змея. Тот молит силача о пощаде - пусть Никитушка отпустит его жить на другой половине земного шара, где он больше никому не причинит зла. Но разве можно верить коварному монстру? Вот и Кожемяка лишь делает вид, что поддался на вражеские уговоры. Он заявляет, что готов разделить земную твердь, но для этого змей должен впрячься в трехсотпудовую соху и пропахать длинную борозду. Когда противник соглашается и начинает пахать землю, Никита загоняет его в Каспийское море, чтобы поделить ещё и воду. Такая работёнка заканчивается для змея трагически: он тонет в волнах к радости мирных жителей. Как гласит предание, остатки легендарной пашни до сих пор видны на территории Украины - это так называемые "Змиевы валы", расположенные по берегам притоков Днепра к югу от стольного града Киева. Уничтожив супостата и вернув царевну родителям, Никита Кожемяка возвращается к своему ремеслу, отказавшись от величаний и роскошных подарков.
Исследователи выделяют две версии происхождения образа Никиты Кожемяки - историческую и мифологическую. В "Повести временных лет" и "Никоновской летописи" содержатся упоминания о молодом парне, поборовшем печенежского великана. Согласно легенде, юный богатырь мог легко разорвать грубые кожи одним движением. Этот же герой в одиночку одолел разъяренного быка, выпущенного на него князем Владимиром ради проверки силы и храбрости. Не исключено, что данный персонаж стал прототипом Никиты Кожемяки.
Если углубиться в славянские мифы, можно провести параллель между Кожемякой и богом Перуном. Сказочный богатырь сражался с летающим змеем подобно тому, как Перун воевал с крылатым чудовищем, покусившимся на его невесту. По мнению фольклориста Александра Афанасьева, облака и тучи, в окружении которых изображался славянский бог, издревле уподоблялись рогатому скоту - коровам и быкам, а также снятым с них шкурам. Постепенно образ языческого громовержца трансформировался в удалого богатыря-кожевника, бьющего хищного змея своей железной палицей.