Посмотрим с вами на наш герб — Государственный герб Российской Федерации.
Золотой двуглавый орёл на красном поле.
Над головами орла изображены три исторические короны, которые символизируют суверенитет страны, а также её частей — суверенных республик.
В лапах орла — скипетр и держава. Это символы государственной власти.
А на груди орла — всадник, поражающий копьём дракона. Это победа добра над злом, защита Отечества. А всадник — это святой Георгий Победоносец.
О нём-то мы с вами и перескажем древнерусскую повесть, которую перевели ещё в XI веке с греческого языка, а последний дошедший до нас пересказ был сделан в XIII веке. Конечно же, чтобы нам её прочесть, приходится переводить повесть с древнерусского на современный русский язык.
Но сначала скажем несколько слов о святом Георгии. Жил он в конце третьего века от рождества Христова в Каппадокии (Малая Азия, территория современной Турции), бывшей тогда под властью Римской империи. Как говорят, был он сыном знатных родителей и ещё в юном возрасте вступил в армию. Слыл он замечательным, бесстрашным воином. Служил в войсках римского императора Диоклетиана. В те века в Риме господствующей религией было языческое многобожие, а христиане подвергались нападкам, их бросали в тюрьмы, пытали, всячески истязали, требуя отказаться от Христовой веры. Так и святой Георгий, хранивший верность своим христианским убеждениям, в свой час с терпением и мужеством перенёс истязания своих гонителей-язычников и был казнён в 303 году всего около тридцати лет от роду.
С распространением христианства в Византии началось и почитание святого Георгия, примерно века с V. Его считали своим заступником византийские императоры. Их примеру следовали и русские князья.
А знаменитый князь киевский Ярослав Мудрый при крещении принял имя Георгий.
Примерно с X века на Руси, особенно в южно-русских землях, святой Георгий становится чуть ли не самым почитаемым среди православных святых.
Наибольшую известность получило повествование об одном из эпизодов в жизни святого Георгия — его победе над чудовищным змеем, то есть драконом, и об освобождении царской дочери от неминуемой смерти. Об этом и говорится в древнерусской повести, дошедшей до нас из далёкого XIII века и называемой «Чудо Георгия о змие». Вот что рассказывается в этой повести.
Был в древности город, который назывался Гевал. Был это город обширный, многолюдный. Жители его были язычниками, поклонялись деревянным языческим идолам, и, как говорится в повести, «отвернулись они от Бога, и Бог отвернулся от них». Стоял этот город на берегу большого озера. И вот так случилось, что поселился в этом озере огромный и страшный змей. Каждый день выходил змей из глубины, с угрожающим свистом нападал на людей и утаскивал их на дно. Ужас объял жителей города Гевала. Отправились они за советом к царю. Но что мог поделать со страшным змеем царь?
Вот как он им ответил:
— Чтобы умилостивить змея, будем каждый день отдавать ему кто сына своего, а кто дочь. А когда дойдёт очередь до меня, то и я отдам свою дочь.
Что было делать? Так по очереди и верховные вожди, и самые простые граждане отдавали проклятому змею по одному из своих детей.
Стон и плач стояли в городе Гевале.
И вот наступил день, когда все жители города отдали своих детей страшному змею. Тогда вновь отправились они к царю и сказали ему:
— Все мы отдали своих детей, одного за другим. Что повелишь нам делать дальше?
И отвечал им царь в большой печали:
— Отдам и я единственную мою дочь.
И позвал он слуг, и призвал к себе дочь, и повелел, обрядив её в лучшие наряды, отвести на берег озера. Горько плакал царь-отец, горько плакали все приближённые царя и слуги. Но ничего не поделаешь, отвели царевну на берег озера да там её одну и оставили.
И вот что говорится дальше в древнерусской повести: «Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый Небесным Царём воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволению желая спасти нас, гибнущих, и избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина, идущего с боя и спешащего в родные места».
Увидел святой Георгий роскошно одетую девицу, стоящую на берегу озера, и спросил:
— Что ты тут делаешь одна?
А царская дочь, ничего не объясняя, только сказала ему:
— Поскорее отойди отсюда, господин, иначе погибнешь.
Не понял Георгий:
— Разбойники, что ли, тут нападают или другое что?
Тогда она поведала:
— Здесь, в озере, гнездится страшный змей. Ты молод и красив, жаль мне тебя, очень тебя прошу, отойди отсюда, чтобы не погибнуть в лапах страшного змея.
— А ты почему не уходишь и не спасаешь себя? — спросил её Георгий.
Он попросил рассказать ему всю правду и пообещал не оставить её в беде.
И тогда поведала ему царская дочь грустную повесть о своём родном городе.
— Послушай, господин мой. Я — дочь здешнего царя. Как видишь, город этот большой и богатый, всего в нём вдоволь, и отец мой не хочет покинуть его. Но живёт здесь в озере страшный и кровожадный змей и, выходя из озера, поедает много людей. И вместе с царём, отцом моим, порешили люди, чтобы умилостивить змея, отдавать ему каждый день в свою очередь сына или дочь. Дошёл черёд и до отца. И решил он, как и было обещано людям, отдать меня, свою единственную дочь, змею на съедение. А теперь ты знаешь всё. Уходи отсюда поскорее, иначе, может, и ты не спасёшься.
Услышав это, святой Георгий воскликнул:
— Не бойся, девица!
И, взглянув на небо, вознёс молитву Богу и просил Его оказать ему милость и повергнуть лютого зверя к его ногам, чтобы люди этого города поверили в единого Бога и отказались от своего языческого, идольского многобожия.
Но тут внезапно воскликнула царская дочь:
— Беги отсюда, слышу я страшный свист злобного чудища!
В тот же миг взбурлили воды озера, и появился огромный змей, и раскрыл свою страшную пасть, и, издавая оглушительный рёв, ринулся на девушку и святого Георгия. Но не устрашился могучий воин и вскричал:
— Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною.
И, как говорится в повести, «тут же силою Божьей и великого мученика за веру Христову Георгия подломились колени у страшного змея».
И обратился Георгий к царевне, говоря:
— Сними свой пояс и поводья с моего коня, обвяжи ими голову змея и веди его в город.
Она послушалась. И вслед за ней послушно поплёлся страшный змей. Впереди же шагал святой Георгий со своим конём.
А в городе в это время стояли плач и стон, и царь с царицей убивались о единственной дочери своей. И что ж они видят?
Идёт воин с конём, а следом их дочь ведёт страшное чудовище на поводу.
И напал на них страх великий, но святой Георгий сказал им:
— Не пугайтесь. А только веруйте во Христа и увидите своё спасение.
— Как зовут тебя, воин? — спросил его царь.
— Георгием зовут.
И тут все жители воскликнули:
— Через тебя уверовали мы в единого Бога и сына его Иисуса Христа!
А святой Георгий выхватил свой меч и отрубил чудищу голову. Царь с царицей и все спасённые жители города подошли к Георгию и поклонились ему, и воздали ему хвалу и Богу, по чьей милости совершил великий чудотворец Георгий это чудо.
И повелел царь построить церковь во имя святого Георгия и украсил эту церковь золотом и драгоценными камнями.
А святой Георгий, увидев их веру, свершил ещё одно чудо. Он послал жителям города свой щит и велел повесить его в церкви над алтарём. И повис его щит в воздухе, ничем не удерживаемый, как сказано в повести: «во все времена на веру неверным».
Добавим от себя, что главный день памяти святого Георгия — день его гибели — 23 апреля, или 6 мая по новому стилю.
Комментарии