Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять...

Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник прибегает,
Из ружья в него стреляет…
Пиф-паф! ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!

Считалки представляют собой живой жанр фольклора, который не теряет популярности у современных детей. Проговаривая ритмичные строки, ребята учатся лучше взаимодействовать друг с другом, избавляются от негативных эмоций, создают свой уголок мира, обособленный от взрослых. В отличие от сказок или, например, скороговорок, которые дети обычно узнают из книг, считалки они рассказывают друг другу, иногда видоизменяют, придумывают новые неожиданные концовки. Коротеньким стихотворным текстам зачастую свойственна алогичность, даже жестокость, но одновременно и наивность, беззаботное, веселье, какой-то нестандартный взгляд на мир. Ярким примером всего перечисленного является детская считалочка «Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять...».

История создания

Драматическая история про зайку — единственная из знаменитых считалок (составляющих золотой фонд), которая имеет точно известный литературный источник. Это стихотворение Ф. Миллера, датированное 1851 годом:

Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник прибегает,
Из ружья в него стреляет…
Пиф-паф! ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!

Русский поэт и переводчик немецкого происхождения Федор Богданович Миллер был уроженцем Москвы. Хотя стихи будущий литератор начал писать еще в детстве, в молодые годы из-за нелегкого финансового положения ему пришлось сменить несколько профессий. В 1846 году Федор Богданович стал отцом, и для своего пятилетнего сына Всеволода (кстати, он в будущем стал знаменитым исследователем русской былевой поэзии) он впоследствии и написал знаменитые стихотворные строки.

Хотя Ф. Миллер за свою жизнь создал немало произведений, например, замечательные стихотворные сказки на фольклорной основе, в памяти потомков он прежде всего остался как автор забавного стишка, знакомого каждому ребенку. Как ни странно, именно незатейливые стихи про «трагедию» зайчика доказали связь времен. Так, спустя столетие после смерти Миллера стараниями режиссеров В. Пескова и Г. Бардина появился мультифильм «Пиф-паф, ой-ой-ой!». Он спародировал сразу четыре жанра искусства (оперу, оперетту, театральную драму, экспериментальную постановку), а также детский утренник. В 1978 г. поэт Юрий Левитанский создал «Сюжет с вариациями» на тему всенародно известного несчастного зайчика. Вот строки из этого произведения:

Фиеста феерий!
Фатальная зависть!
Долой Рафаэля!
Да здравствует заяц!
Жил огненно-рыжий охотник Мишель.
Из зайца он сделал, мошенник, мишень.
Дабы добывать ежедневный пирог,
он в зайца стрелял через задний порог.

Вариации считалки

В своей классической версия считалка почти полностью повторяет строки Миллера, то есть свой литературный источник:

Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет…
Пиф-паф! ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!

У считалочки есть немало вариаций, созданных, очевидно, детской фантазией. Все изменения затрагивают в основном последние строки и свидетельствуют о стремлении детей к  оптимистическому финалу, например:

Пиф-паф! ой-ой-ой!
Пиф-паф! Не попал.
Убегает зайчик мой!
Серый зайчик ускакал!

Пиф-паф, ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!
Я кладу его в корзинку,
И несу его домой.
Прямо в печку головой – 
Оказался он живой!

Пиф-паф! ой-ой-ой!
Умирает Зайка мой...
Принесли его домой-
Оказался он живой!

Пиф-паф! Не попал —
В лес зайчишка убежал!

Пиф! Паф! Не попал,
Серый зайчик убежал!

Существуют и более длинные версии сюжета про зайца, связанные с приключениями ушастого в больнице и его благополучным возвращением домой. Таким образом, и здесь в конечном итоге все заканчивается хорошо:

Пиф-паф! ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!
Привезли его в палатку —
Там украл (стащил) он шоколадку.
Привезли его в больницу,
Он украл (потерял, стащил) там рукавицу.
Привезли его домой —
Оказался он живой!

В некоторых версиях появляются и другие подробности:

Привезли его в буфет —
Он стащил (украл) кило (кулек) конфет.

Привезли его в кино –
Там украл он домино.

Привезли его в больницу,
Отказался он лечиться,
Привезли его домой,
Оказался он живой.

Многообразие вариантов трагической считалки про зайчика и охотника только доказывает популярность данного фольклорного произведения, созданного на литературной основе. Драматические и в то же время забавные строки востребованы в играх детей разных поколений и прославили поэта XIX века Ф. Миллера.