Виды русских народных сказок

Фольклорные сказки — неизменный атрибут детства каждого человека. Повзрослев, мы рассказываем их собственным детям, и они также рисуют в своём воображении ярких героев, фантазийные образы, проживают эмоции, которыми богаты фольклорные произведения. Русские народные сказки, представляющие в большинстве своём прозаичный текст, включают в себя разные жанры. Наиболее популярной классификацией является разделение произведений на сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.

Сказки о животных

В этих вымышленных историях персонажами выступают звери. Произведения имеют обоснованное происхождение, поскольку животные всегда обитали вблизи людей. Поэтому родство человека с природой типично для ранних текстов народного творчества. Фольклор использует различные образы диких и домашних животных. Однако персонажи, действующие в сказках этого жанра, ведут себя не как обычные звери. Герои обладают человеческими чертами, живут как настоящие люди, аналогично ведут себя в разных ситуациях, общаются друг с другом. За счёт таких приёмов образы становятся понятными, интересными, колоритными. Иногда в таких сказках фигурирует человек, причём он выполняет главную («Мужик и медведь») либо второстепенную роль («Лисичка-сестричка и серый волк»).

Знакомство детей со сказками о животных происходит уже в раннем возрасте. Эти произведения наиболее понятны маленьким слушателям, поскольку в них фигурируют многие постоянные персонажи, наделённые характерными, постоянными чертами. Например, это хитрая лиса, трусливый заяц, глуповатый волк, умный кот, храбрый петух.

Волшебные сказки

Ключевая особенность всех этих произведений — волшебный мир, где живут персонажи. У этого чудесного мира свои законы, и всё в нём отличается от реальности. Именно это и привлекает маленьких читателей и слушателей. В волшебных сказках фигурируют фантастические существа и предметы, которые помогают главному герою (царевна-лягушка, Сивка-бурка, говорящая щука и пр.).

Сам главный герой — это всегда человек. Как правило, он молод, полон сил и воплощает различные положительные нравственные качества: доброту, смелость, честность, справедливость. В сказках этого жанра затрагиваются темы добра и зла, борьбы за правду и любовь. Главный герой на пути к счастью проходит различные испытания, связанные с чудесами, успешно их преодолевает, вступает в брак, чтобы жить долго и счастливо. В произведениях всегда имеется отрицательный персонаж (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, старый и недалёкий царь, злая мачеха, старшие братья), который в итоге оказывается поверженным.

Что касается языковых особенностей и художественных приёмов, то волшебные сказки имеют характерный зачин (например, «Жили-были...», «В некоторых царстве, в некотором государстве...»), концовку («И жили они долго и счастливо», «И я там был, мёд-пиво пил...»), устойчивые эпитеты («добрый молодец», «красна девица»).

Бытовые сказки

Вымышленные истории рассказывают о событиях, которые могли произойти в реальной жизни, затрагивают социальные проблемы, показывают различные человеческие характеры. Народ в этих произведениях обличает отрицательные человеческие качества, например, жадность («Каша из топора»), упрямство, сварливость («Жена-спорщица»). В бытовых сказках часто высмеиваются богачи, которые противопоставляются своими негативными чертами характера простым людям. Эти произведение подчёркивают, что главные ценности — это ум, доброта, честность, а вовсе не сила и деньги.

Смысл бытовых сказок — не изображение чудес, а повседневный, обычный быт народа, краткая зарисовка конкретной бытовой ситуации. Здесь отсутствует художественная изысканность, характерная для волшебных сказок, нет красочных эпитетов, особенных зачинов и концовок. В основном произведения заканчиваются просто последним элементом описания сюжета.

Независимо от жанра, любая фольклорная сказка передаёт многовековую мудрость народа. Она заставляет задуматься и чему-то учит читателя. Интересно, что многие русские писатели и поэты на основе народных сказок создавали свои произведения, интерпретируя фольклорные сюжеты и образы. Например, Сергей Аксаков написал свой знаменитый «Аленький цветочек», вдохновлённый народной сказкой, которую ему в детстве рассказывала крепостная крестьянка — ключница Пелагея. Пётр Ершов, автор литературной сказки «Конёк-Горбунок», сам говорил, что в своём произведении собрал мудрые народные фразы, а затем переложил их на стихи. Александр Островский свою пьесу «Снегурочка» создал по мотивам одноименной фольклорной сказки. Сюжет здесь несколько отличается от первоисточника: Снегурочка — дочь Весны и Мороза, отправляется к людям, чтобы пожить их жизнью. Пьеса Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» перекликается своим сюжетом с народной сказкой «Поди туда — не знаю куда».

Кроме того, русские народные сказки бережно собирали исследователи. Самый известный из них — А. Н. Афанасьев, литературовед, историк и учёный-этнограф. Его сборник «Народные русские сказки» включает около 600 текстов, записанных по всей России. Эта книга вдохновила многих литераторов на создание своих произведений.