Название произведения | Тринадцатый подвиг Геракла |
---|---|
Автор | Фазиль Абдулович Искандер |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1964 |
События происходят в одной из школ нашей страны во время Великой Отечественной войны. Рассказчик представляет читателю своего математика, Харлампия Диогеновича, грека по происхождению. Это был особенный учитель. Ученики не то, чтобы боялись его, но с самого первого дня он установил в классе образцовую тишину
, о прогуле урока математики и речи быть не могло.
Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках.
В классе были как слабые, так и сильные ученики. Харлампий Диогенович всегда был справедливым и очень наблюдательным. Специально пересаживал сильного ученика Сахарова к слабому Авдеенко, чтобы тот хоть что-то мог решить. Но главное его оружие – это делать человека смешным
. Тот, кто отступал от правил поведения или не выполнял задания, становился с легкой руки учителя математики смешным человеком. Но не просто смешным, а непонимающим, что он смешной, или догадывающимся об этом последним
. Причем смешным мог стать абсолютно любой, у Харлампия Диогеновича не было любимчиков. Рассказчика не миновала эта участь.
Однажды он не смог решить задачу, заданную на дом. Перед самым уроком герой узнает, что Сахаров, отличник класса, решил эту задачу, но не только он справился с заданием, но и сосед по парте Алик, тихий и спокойный мальчик, с успехом разобрался с решением. Рассказчик же оказался не готовым к уроку. Он начинает волноваться, герой совсем не заметил присутствия учителя в тот момент, когда доказывал Сахарову, что эту задачу совершенно невозможно решить. Казалось, избежать позора не удастся. Но тут спасение пришло, откуда рассказчик и не ожидал.
В класс зашли врач и медсестра, они должны проводить вакцинацию учеников от тифа как раз во время урока. Только они ошиблись дверью, искали 5 «А». Учитель с неудовольствием прервал урок. А герой сразу нашелся, предложил проводить врача и медсестру к нужному классу. По дороге в нужный класс ученик убеждает доктора, что можно провести вакцинацию сначала в их классе. На самом деле, цель его – сорвать урок математики, чтобы скрыть свою неготовность к уроку. Прививки решено сделать сначала в 5 «Б». Рассказчик героически выдерживает укол, а вот его сосед по парте Алик падает в обморок, но его быстро приводят в чувство, хотя и тут наш герой собирался «помочь»: хотел вызвать «скорую».
До конца урока остается совсем немного времени. Но тут Харлампий Диогенович вызывает к доске главного героя, предварив это действие рассказом о Геракле, его подвигах и о том, что был некий человек, который хотел совершить 13 подвиг, но не потому, что он был храбрым, а наоборот, потому что оказался трусом.
Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью. Как будто захлопнулся маленький капканчик в руках Харлампия Диогеновича.
Конечно же, выясняется, что задача не решена учеником, а он оказывается посмешищем для всего класса: Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса
.
С тех пор герой стал очень ответственно и серьезно относиться к выполнению домашнего задания.
Спустя годы, вспоминая этот случай, герой осознал, что таким нехитрым способом, высмеивая поступки учеников, Харлампий Диогенович
закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.
Рассказчик выходит к доске и оказывается разоблаченным в своем желании сорвать урок.
Харлампий Диогенович «раскусывает» ученика и с помощью легенды о вымышленном «подвиге» высмеивает действия героя.
Сахаров, Авдеенко, Алик и другие ученики смеются над поступком героя.
Это произведение входит в сборник с одноименным названием «Тринадцатый подвиг Геракла». В своем рассказе Фазиль Искандер обращается к подрастающему поколению, пытаясь донести мысль, что с раннего возраста нужно учиться нести ответственность за каждый свой поступок и каждое свое слово, только так возможно «закалить» свою душу, сердце и вырасти настоящим человеком.
Комментарии