Как научить ребёнка читать по слогам

Каждый родитель представляет себе время, когда его ребёнок сможет сам читать книжки, вывески магазинов на улицах, таблички с названиями улиц. Когда сын или дочь ещё маленькие, кажется, что это будет нескоро. Между тем без помощи мамы или папы малыш не осилит науку чтения. Когда можно приступать к занятиям? Какую методику выбрать? На какие приёмы обратить внимание? Что делать с детьми, которые не хотят заниматься?

Когда приступать к обучению

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому педагоги и психологи не выделяют конкретного возраста, когда пора начинать заниматься чтением. Между тем на этот счёт существуют два основных заблуждения:

  1. «Нет смысла учиться читать дома, ведь в школе этому всё равно всех научат». Безусловно, к концу первого класса каждый ученик уже читает (кто-то очень хорошо, кто-то медленно и по слогам). Однако родители современных учащихся знают, какой насыщенный первый год обучения в школе и каким стрессовым он часто является для ребёнка, у которого кардинально меняется образ жизни. Поэтому будет очень здорово, если малыш приобретёт навык чтения до школы. Это ощутимо снизит нагрузку на детскую психику.
  2. «Чем раньше научится читать, тем лучше. Зачем терять время?». Примерно до 5-летнего возраста у ребёнка более развитым является правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество, фантазию, эмоциональную сферу. В это время дошкольнику трудно распознавать и запоминать буквы, цифры, прочие символы. Самое лучшее занятие в это время — игра, а также чтение ребёнку увлекательных книг обязательно с красочными иллюстрациями. А вот начиная с 5 лет большинство детей становятся уже более внимательными и усидчивыми, поскольку быстрыми темпами начинает развиваться левое полушарие (оно в ответе за логику, процесс запоминания информации, умение анализировать).

Родителям стоит учитывать, что многие методики раннего развития активно продвигаются маркетологами. Ведь их цель — продавать как можно больше различных обучающих комплектов. А ведь 3-4-летнему малышу больше всего нужны вовсе не развивающие занятия, а любимые игрушки, беззаботное детство, любящие мама и папа.

Итак, помня об индивидуальности каждого ребёнка, как же родителям понять, когда их малыш готов учиться читать? Специалисты  выделяют несколько основных признаков, на которые нужно ориентироваться:

  1. Дошкольник хорошо и много разговаривает. Связная речь состоит из полных предложений. Поэтому если приступать к занятиям слишком рано, когда речь ещё не полностью сформировалась, то есть вероятность задержки речевого развития, поскольку мозг начнёт переключаться на другую задачу — усвоение звуков, букв, слогов.
  2. Развит фонематический слух. Например, дошкольник хорошо различает на слух такие слова, как «лук» -«люк», «дом»-«том».
  3. Нет особых логопедических проблем (за исключением сложных звуков Р и Л). В частности, ребёнок не шепелявит, ведь иначе ему будет трудно соотносить буквы и звуки.
  4. Хорошо развита логика, ориентировка в пространстве. Малыш владеет понятиями «большой — маленький», «справа — слева», «внутри — снаружи», «верх — низ». Ведь при обучении чтению важно, чтобы ребёнок следовал по тексту слева направо, а также сверху вниз.
  5. Малыш усидчивый, способен концентрироваться на определённом занятии некоторое время (рисование, лепка, собирание пазлов, игры с конструктором).
  6. Интересуется книгами. Не заставляйте учиться чтению через силу. Ребёнок должен сам захотеть прочитать текст на красочных страницах.

Когда у дошкольника появятся указанные признаки, тогда и стоит начинать учить его чтению. У большинства детей это происходит примерно к пяти годам.

Популярные методики

В помощь современным родителям разработаны различные учебные пособия  которые помогут научить ребёнка читать. Предлагаем их краткий обзор.

Популярные методики

Буквари и азбуки

Данные книжные пособия относятся к традиционным, они десятилетиями помогали учить детей чтению. Азбука — это книга, где каждой букве соответствует мнемоническая картинка. Изображённый объект или предмет начинается с определённой буквы, что помогает её запомнить. Картинка часто дополняется коротким стихотворением. Азбука даёт возможность малышу быстрее выучить буквы, а вот непосредственно освоить чтение поможет букварь. Эта книга объясняет, как соединять звуки в слоги, слоги — в слова. Среди авторских букварей, которые есть сегодня в продаже,  неизменной популярностью пользуется пособие Н. Жуковой: здесь доступно объясняется, как буквы превращаются в слоги. Например, дошкольник поймёт, как нужно прочитать по слогам слово «мама»: не «мэ-а-мэ-а», а «ма-ма».

Кубики Зайцева

Хотя набор, состоящий из 52 кубиков, предназначен для раннего развития, заниматься с ним можно в любом возрасте. Малыш может составлять вместе с мамой разные слоги (согласный плюс гласный), также сочетания согласного и Ь/Ъ.

Кубики, изображающие различные звуки, отличаются между собой. Например, глухие согласные внутри заполнены деревом, звонкие же — металлом. Это позволяет ребёнку в игровой форме уяснить различие между этими видами звуков. Помимо этого, кубики представлены в двух размерах. Большие — это твёрдые согласные, а также соответствующие им слоги. При их произношении нужно широко открывать рот (поэтому кубикии большие). Мягким же согласным соответствуют маленькие кубики: когда мы произносим эти звуки, губы складываем в полуулыбку. В комплекте Зайцева также есть таблицы со слогами, которые мама будет пропевать малышу.

Динамические кубики Чаплыгина

Набор Е. Чаплыгина состоит из 10 отдельных кубиков и такого же количества подвижных блоков. Блок представляет собой пару вращающихся кубиков с согласными и гласными звуками. Комбинируя их друг с другом, малыш составляет определённый слог. При этом ребёнка увлекает сам процесс.

«Складушки» и «Теремки» В. Воскобовича

«Складушки» используют идею Зайцева, только здесь представлены не кубики, а карточки (21 штука). В каждой из них перечислены слоги, которые дополнены забавной тематической картинкой и небольшим стихотворением. Также в наборе есть диск с песенками, которые дублируют тексты в карточках.

В комплект «Теремки» входят деревянные кубики-домики, на их гранях изображены согласные. Гласные же звуки представлены на кубиках-сундучках из картона. Ребёнок вставляет сундучок в теремок — получается слог. Опять-таки процесс обучения происходит в увлекательной игровой форме.

Чтение по Монтессори

Согласно методике Монтессори дошкольник сначала должен научиться рисовать буквы (обводить, заштриховывать), а уже потом их произносить и учиться читать. После того как ребёнок усвоит нескольких букв, он начинает изображать простые слова. В методике очень важны тактильные ощущения: малышу предлагается алфавит, вырезанный, из различных материалов (бархатистой бумаги и пр.). Раздаточного материала потребуется много, заготавливать его маме придётся самостоятельно.

Методика Ольги Соболевой

Автор данной методики предлагает начинать обучение не с абстрактного алфавита, а непосредственно с практики — разбирать с ребёнком простые тексты. Используются разные подходы — воспринимать слова на слух, на глаз и даже на ощупь (зависит от индивидуальных особенностей дошкольника). Такой метод работы стимулирует творческое начало, память, внимание.

Методика Бахтиной

Заниматься по данной методике нужно с детьми, которые уже могут узнавать буквы. Процесс работы основан на сочетаниях определённого гласного звука с разными согласными. К примеру, сегодня ребёнок узнает, как буква А подружилась с буквой М, а потом с Г. В итоге получаются соответствующие слоги.  Для одного занятия достаточно двух согласных звуков. На следующем уроке повторяется пройденный материал, плюс по той схеме изучается новый. Спустя примерно неделю ежедневных занятий малыш начинает складывать простые слова. Демонстрационные карточки для уроков родители могут купить или изготовить самостоятельно.

Поэтапная схема обучения дошкольника слоговому чтению

В целом, научить дошкольника читать по слогам несложно. Придерживайтесь следующего алгоритма.

Запоминаем буквы

Просто знакомить малыша с буквами, не приступать к чтению, можно довольно рано, начиная даже с 3 лет. Многие малыши легко заучивают буквы, с удовольствием рисуют, лепят из пластилина, складывают из счётных палочек.

Складываем звуки в слоги

К этому этапу нет смысла приступать раньше 5 лет. Для занятий можно использовать кубики с изображением букв или вырезанные из бумаги буквы. Если малышу тяжело даётся складывание слогов, можно вначале пропевать их вместе с ним. При обучении хорошим помощником станет слоговая таблица. Здесь можно читать слоги по горизонтали и вертикали: в первом случае один согласный сочетается с разными гласными, во втором — разные согласные комбинируются с одним гласным звуком.

На этом этапе самое главное, чтобы дошкольник понял, как звуки при произношении сливаются в слоги (можно объяснить, с помощью рисунка, что одна буква бежит к другой, в результате они соединяются вместе. При этом важно, чтобы ребёнок соединял не буквы, а именно звуки.

Слитно читаем несколько слогов

Составляем из слогов слова, вначале короткие из двух открытых слогов (МА-МА, ПА-ПА, МЫ-ЛО, РА-МА), потом односложные из закрытых слогов (НОС, ДОМ), двухсложные с закрытыми слогами (УТ-КА, ОК-НО) и уже затем более длинные (СО-БА-КА, МО-ЛО-КО).

Составляем словосочетания и предложения, читаем и обсуждаем тексты

При составлении словосочетаний также можно использовать карточки со словами. Нужно помнить, что главная цель чтения — понимать информацию, заключённую в тексте. Поэтому нужно не просто учить ребёнка читать, а просить его пересказывать небольшие рассказы, анализировать их содержание.

О чём стоит помнить в процессе обучения

Чтобы обучение чтению было эффективным и процесс не стоял на месте, взрослым должны учитывать некоторые нюансы, избегать вероятных ошибок.

О чем стоит помнить в процессе обучения

  1. Если вы начали заниматься с малышом чтением, то делайте это регулярно, а не от случая к случаю. В то же время не перегружайте малыша. Лучше выделять каждый день на занятия по 15 минут, чем два раза в неделю по часу.
  2. Изначально ребёнок должен воспринимать чтение не как абстрактное умение, а как важный практический навык, необходимый для жизни. Поэтому подавайте малышу личный пример: пусть он чаще видит вас с книгой, а не перед экраном телевизора. Пока малыш ещё не умеет сам читать, беседуйте с ним по прочитанным вами произведениям, обсуждайте поступки персонажей, их мотивы. На прогулки обращайте внимание дошкольника на рекламные баннеры, магазинные вывески и пр. Пусть он видит, что слова окружают нас везде.
  3. Не совмещайте сразу несколько методик. Это только будет отвлекать маленького ученика. Если малыш спокойный, ему нравится рассматривать книжки, то отлично подойдёт букварь либо «Складушки» Воскобовича. Для более активного, непоседливого ребёнка используйте кубики Зайцева или Чаплыгина, привлекайте систему Монтессори.
  4. В ненавязчивой форме закрепляйте пройденный материал. Например, во время прогулки предложите крохе нарисовать буквы и слоги палочкой на земле или мелками на асфальте, выложить их из камушков.
  5. Учитывая возраст ребёнка, облекайте все занятия в игровую форму. Малышу должно быть комфортно, не усаживайте его за стол, как в школе. Хвалите кроху за малейшие успехи, чтобы ему было приятно учиться.

Если дошкольник по каким-то причинам отказывается заниматься чтением, ни в коем случае не нужно его заставлять. Обучение должно быть в радость, а не вызывать слёзы. Наберитесь терпения: пройдёт какое-то время, и ребёнок сам наверняка проявит интерес к буквам и слогам.