Сколько слов в минуту должен читать ребёнок в первом классе

Когда вчерашний малыш становится первоклассником, его размеренная жизнь меняется. Приходится привыкать к новым требованиям и стараться соответствовать определённым нормам. В частности, в первом классе школьник должен научиться читать. Кроме того, педагог обязательно проверяет технику чтения ребёнка. Это важный показатель успешного обучения, ведь от него зависит, как быстро ученик осваивает новую информацию. С другой стороны, не нужно стремиться к бездумному быстрому чтению. Сколько же слов за минуту в норме читает первоклассник? Как родителям оценить технику чтения самостоятельно и при необходимости улучшить показатели?

Существующие нормативы

В соответствии с современными российскими стандартами образования не существует единых параметров по скорости чтения учащихся 1-ых классов. Каждое учебное учреждение устанавливает свои нормы. При этом всё-таки существуют усреднённые показатели, родители могут на них ориентироваться, самостоятельно занимаясь с ребенком.

  • Скорость чтения ученика во 2-ой четверти должна составлять минимум 10 слов за минуту, отличным показателем считаются более 20 слов.
  • В 3-ей четверти это, соответственно, уже 20 и 35 слов.
  • В 4-ой — 25 и свыше 40 слов.

Скорость или качество?

Современное образование делает акцент не на скорости чтения ученика, а прежде всего на качестве чтения. Ведь умение читать в полной мере формируется у школьника лишь к окончанию второго класса. Поэтому учитель оценивает, насколько плавно у первоклассника соединяются буквы в слогах и слоги в словах, верно ли ставится ударение.

Также необходимо, чтобы ребёнок понимал смысл прочитанного, умел проанализировать текст. Поэтому учитель (как и родители при домашней проверке) должен просить школьника пересказать прочитанное. Не стоит забывать и о выразительном чтении: слова не должны произносится монотонно, безэмоционально.

Ещё один важный момент. Многие первоклассники на уроках, а особенно при проверке техники чтения, читают целыми словами. Но делают они это неправильно: просто пытаются угадать слово, меняя при этом окончание, род, число, падеж, даже иногда заменяют слово совсем другим по смыслу. Конечно, в данном случае высокий показатель техники чтения не будет иметь смысла. Поэтому компетентный учитель при подсчёте слов вычитает количество прочитанных неправильно.

Кроме того, важно помнить, что скорость чтения ребёнка определяется ещё и его темпераментом (флегматик не будет произносить слова так же быстро, как холерик), умением быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Требования к тексту

Текст, с помощью которого выполняется проверка, должен соответствовать определённым критериям:

  • содержит ранее неизвестный ребёнку сюжет;
  • не комбинируется с картинками;
  • не содержит диалогов и других форм передачи сообщения, причастных и деепричастных оборотов;
  • напечатан крупным понятным шрифтом.
  • структура текста постепенно усложняется, первые предложения — это несколько двухсложных слов, часто созвучных (например, Маша-каша), последующие предложения состоят уже из слов с тремя слогами.

Как проверить технику чтения

Оценить скорость чтения ребёнка родители могут самостоятельно. Как это сделать?

  1. Выберите время, когда малыш отдохнувший, не перевозбуждён после активных игр, не испытывает голода.
  2. Исключите внешние отвлекающие факторы: выключите телевизор, ноутбук, уберите подальше детский телефон.
  3. Позаботьтесь об удобном секундомере. Это могут быть песочные часы, секундомер в смартфоне, часы с секундной стрелкой.
  4. Предложите школьнику заранее подготовленный текст — из специального учебного пособия либо скачанный из интернета. Главное, чтобы он отвечал указанным выше требованиям.
  5. Попросите ребёнка прочитать текст вслух. При этом засеките одну минуту со времени начала чтения, скажите «стоп», когда минута истечёт. Обозначьте в тексте место, где остановился школьник.
  6. Задайте несколько вопросов по содержанию текста. Они помогут оценить, насколько осознанно чтение.
  7. Сосчитайте количество прочитанных слов.

Получив результат, похвалите малыша за достижения, укажите на его слабые стороны (если они есть), но только без критики и упрёков.

Нужно учитывать, что при подсчёте слов важны некоторые моменты:

  • считываются все слова, в том числе служебные части речи;
  • слова с дефисом засчитывают как одно, только если в каждую сторону от дефиса 3 и менее букв (например, жил-был), если же букв больше (жили-были), это уже два слова;
  • если слово разделяется переносом, его засчитывают за два.

Как повысить скорость чтения ребёнка

Заботливые родители отрабатывают скорость чтения первоклассника ещё до её проверки в школе. Чтобы тренировки были более эффективны, следует использовать различные приёмы, например:

  1. Скороговорки. Некоторые дети имеют не низкую скорость чтения, а низкую скорость речи. Скороговорки как раз и помогают её повысить.
  2. Постановка дыхания. Ещё одной возможной причиной медленного чтения является неправильное дыхание. В частности, ребёнок произносит фразы не на выдохе, как необходимо, а на вдохе. Этот навык можно отрабатывать в виде игры. Устройте соревнование с учеником: кто после глубокого вдоха произнесёт больше слов или посчитает вслух. Также можно поиграть в лесенку: нужно произносить фразу, каждый раз увеличивая её длину, например, «Я / знаю / пять / имён / девочек».
  3. Работа с логопедом. Если у первоклассника есть проблемы с произношение отдельных звукрв, то неудивительно, что скорость чтения страдает. К тому же, оно будет неразборчивым. Поэтому не нужно откладывать занятия со специалистом.

Важные нюансы домашних занятий

Хорошая скорость чтения, как и его качество напрямую зависят от того, насколько много книг читает ребёнок. Недопустимо, чтобы родители приобщали школьника к книгам через силу — это  только отобьёт интерес. Поэтому материал для внеклассного чтения нужно подбирать правильно. Обязательно учитывайте тематику, которая интересна ребёнку (например, динозавры, космос, герои любимых мультфильмов).

Также полезно практиковать поочередное чтение, когда одно предложение читает взрослый, а другое — ребёнок. Обращайте внимание школьника на своё чтение: пусть он учится отделять слова друг от друга, читать их целиком, а не по слогам.