Ранний возраст — особое время в жизни любого малыша. Физическое и умственное развитие, происходящее в данный период, по своей интенсивности ни с чем не сравнимо. На этом этапе ребёнок активно усваивает основы родной речи, начинает говорить. Первые слова крохи — долгожданное событие для родителей. Однако с речевым развитием у взрослых связано немало переживаний. Поэтому нужно знать, когда примерно малыш начинает говорить, как можно помочь запустить этот процесс.
Нормы речевого развития в раннем возрасте
Прежде всего, в современной медицине и педагогике пересмотрено понятие нормы, касающееся детского речевого развития. Каждый малыш развивается в своём темпе, речь в этом плане не исключение. Поэтому строгих стандартов на этот счёт сегодня не существует, есть только ориентиры, с помощью которых можно оценивать уровень развития речи. Рассмотрим основные этапы:
До двух месяцев
Начальная форма коммуникации младенца — крик и плач, с помощью которых он выражает свои потребности. Например, малыш плачет, когда голоден, устал, некомфортно себя чувствует. По оттенкам его крика мама умеет различать, что конкретно хочет кроха.
2-3 месяца
Плач сменяется гулением. Возникают гласные «а», «у», «ы», затем они сочетаются с согласным «г». Появляется первое протяжное «агу», которое произносится в спокойном состоянии либо на фоне эмоций. Кроха начинает понимать обращённую к нему речь, учится управлять своей звуковой интонацией.
3-6 месяцев
Возникает первый лепет. Младенец лепечет сам с собой, также издаёт звуки, когда к нему обращаются взрослые. Он всё лучше реагирует на речь родителей, оживляется, когда произносят его имя.
6-9 месяцев
Ребёнок издаёт первые слоги. Раньше всего обычно являются «ма», «ба», «па», поскольку их проще всего произнести. Малыш может долго повторять эти слоги, потому что ему нравится, как они звучат. Далее появляются цепочки из слогов: «ма-ма-ма», «па-па-па». При этом кроха не осознанно говорит «мама» или «папа» — это ещё не обращение к определённому человеку, а просто звуки. К 9 месяцам появляется больше новых звуков, ребёнок произносит их с разной интонацией. Одновременно с этим он всё лучше понимает речь, обращённую к нему.
10-12 месяцев
Возникают первые осмысленные слова, состоящие из двух повторяющихся слогов, а именно «мама», «папа», «дядя». Ребёнок откликается на своё имя, он проявляет явный интерес к речи окружающих, повторяет и по-своему комбинирует звуки, подражая родителям.
Словарный запас малыша после года постоянно расширяется. Ежедневно родители слышат от него новые звуки, слова, иногда понятные лишь ему. Многие дети говорят только начало слова (первый слог), пропускают части слова или заменяют их другими.
Примерно в 2 года наступает этап фразовой речи (ещё не предложения). Это комбинация 2-3 коротких слов («Мама, дай», «Мама, пить»). Постепенно словесные обороты становятся более сложными. В период с 2 до 3 лет у ребёнка совершенствуется артикуляция, появляются новые фразы, возникают первые простые предложения с чёткой грамматической структурой.
Какие факторы отодвигают время появления первых слов?
Задержка речевого развития может возникать у малыша по разным причинам:
- Физиологические. Сюда относится недоношенность, асфиксия при родах, слабое развитие мышц артикуляционных органов, наследственность (если кто-то из родителей начал говорить поздно, то такое вполне вероятно и у ребёнка).
- Патологические. Нарушения слуха, аутизм, внутриутробное инфицирование, перенесённый менингит и другие инфекции, поствакцинальные осложнения, повреждения головного мозга в результате падения, ударов и пр.
- Психологические. Стресс или сильный испуг.
- Социальные. Взрослые мало общаются с младенцем, а также между собой, отсутствие мамы, гиперопека (родители предупреждают все желания малыша, не стимулируя тем самым его речевую активность), неблагоприятная атмосфера в семье, мультилингвистическая среда, где растёт ребёнок.
Мальчики или девочки — кто начинает говорить быстрее?
Безусловно, каждый ребёнок уникален, поэтому развивается в своём темпе. Однако, по статистике, первые слова у девочек появляются раньше, нежели у мальчиков. Основная причина связана с физиологией: у слабого пола головной мозг созревает быстрее. Поэтому у двухлетних девочек чаще всего словарный запас вдвое больше по сравнению с мальчиками такого же возраста. Кроме того, первые от природы эмоциональнее, охотно делятся впечатлениями, будущие же мужчины больше говорят «по делу».
Кроме того, независимо от пола, психологи выделяют разные типы детей (у каждого из них речь развивается нормально):
- «Говоруны». Активно демонстрируют интерес к окружающей среде, без проблем осваиваются в незнакомой обстановке, любят всё время что-то рассказывать, спрашивать. У таких дети чаще всего первые слова возникают раньше.
- «Молчуны». Предпочитают созерцать, в незнакомой обстановке им требуется адаптация. Говорить такие дети, как правило, начинают позднее, зато сразу более чисто. Они задают вопросы не просто, чтобы спросить, а чтобы их услышали и поняли. Поэтому родителям стоит реагировать на них более внимательно.
Как помочь ребёнку быстрее говорить?
Самое важное и простое правило, которое поможет стимулировать появление первых слов ребёнка, — речь порождает речь. Ведь малыш развивается через подражание, поэтому с ним как можно больше нужно общаться.
Разговаривать с крохой нужно задолго до того, когда он произнесёт долгожданные «мама» и «папа». Малышу с рождения необходимо комментировать свои действия, рассказывать, что мама делает, называть окружающие его предметы, имена близких людей. Таким образом, звуки и слова накапливаются, осознаются и уже затем воспроизводятся.
Конкретные рекомендации будут следующими:
- реагируйте на лепет младенца, повторяйте звуки, которые он произносит — таким образом, он поймёт, что его всегда слушают, что он находится в коммуникации;
- часто читайте ребёнку книжки, показывая яркие крупные иллюстрации;
- рассказывайте потешки, небольшие ритмичные стихи;
- обращайте внимание малыша на звуки, которые произносят животные, издаёт транспорт и пр.;
- рассказывайте крохе, о чём вы думаете, мечтаете, что планируете;
- хвалите ребёнка всякий раз, когда он начинает общаться с вами;
- чаще используйте описательный стиль при общении, например, не просто «Сейчас ты будешь есть кашу», а «Посмотри, как каша вкусно пахнет, она полезная, от неё растут»).
При этом, разговаривая с малышом, не нужно сюсюкать, укорачивать слова. Речь взрослого должна быть чёткой, внятной. Говорите медленнее, но эмоционально, дополняйте слова жестами.
Комментарии