Главная > Рассказы > Рассказы Григория Остера > Ненаглядное пособие

Ненаглядное пособие

Григорий Остер
ЧитатьСлушать
Скачать:
Ненаглядное пособие
Ненаглядное пособие - сказка о том, как лесные животные постигали основы математики. Слонёнок приносит большую гроздь спелых бананов - он хочет угостить друзей. Но попугай, как сторонник научного подхода, настаивает на том, чтобы поделить фрукты по математическим правилам. Мартышка охотно играет роль наглядного пособия, на котором попугай показывает сложение, вычитание, умножение и деление. Вскоре все бананы исчезают, зато обезьянка остаётся довольна уроком математики. Рассказ порадует забавной игрой слов и напомнит читателям, что не стоит усложнять простые вещи.
произведение входит в:
Сборник рассказов Григория Остера 38 попугаев
Время чтения: 10 мин.

— Вот! — сказал слонёнок. Он положил перед удавом, мартышкой и попугаем целую гроздь жёлтых длинных и очень вкусных бананов. Это были самые лучшие бананы во всей Африке. Слонёнок ходил за ними далеко-далеко и принёс эти бананы своим лучшим друзьям.

— Ой! Спасибо! — обрадовалась мартышка. — Это же мои любимые бананы.

— И мои! — сказал удав.

Попугай ничего не сказал. Он был слишком взволнован. Попугай тоже больше всего любил именно такие бананы и всегда волновался, когда видел их так близко.

— Не волнуйся, — сказала мартышка. — Всё будет хорошо. Сейчас мы их разделим и съедим.

— Разделим? — не отрывая глаз от бананов, пробормотал взволнованный попугай. — Думаешь, это просто? А ты знакома с математикой?

— Нет, — сказала мартышка. — Не знакома. И слонёнок с ней тоже не знаком. Так что бананов она не получит. Эти бананы нам.

— Математика не ест бананов! — крикнул попугай. — Она наука. Её надо знать, чтобы совершать научные действия. Например, делить бананы.

Глядя на попугая, удав тоже заволновался. Конечно, удав любил бананы, но ещё сильней он любил совершать научные действия.

— Разве делить бананы — это научное действие? — спросил удав.

— Очень научное. Делить бананы, не зная математики — всё равно что есть их с кожурой. Невкусно и неприлично.

— Кажется, — припомнил слонёнок, — я про эту математику слышал… Это когда отнимают и складывают, да?

— Отнимают и складывают? — Мартышка обеими руками показала сама себе, как сначала что-то у кого-то отнимают, а потом это что-то куда-то складывают. — Отнимают и складывают… И всё?

— Кажется, — вспомнил слонёнок, — ещё надо умножать и делить.

— Здорово, — обрадовалась мартышка. — Я всегда говорила: надо умно жать. Глупо жать глупо.

— Жать? — Попугай так удивился, что перестал смотреть на бананы. — Кого жать?

— Всех, — сказала мартышка. — Кого захотим. Будем их ловить. Легонечко так, умно жать, жать… Всё у них отнимать, отнимать… И складывать в кучу. А потом делить. И будем математики.

— Это не математика! — закричал попугай. — Это грабёж!

— Грабёж, — задумчиво сказал удав, — не научное действие. Нет, не научное. Его не математики совершают — разбойники. Разбойники гораздо опасней.

— Ну почему же? — сказал слонёнок. — Я знал одну учительницу математики. Она такие действия совершала, такие действия… Просто жуть. Многие разбойники боялись её как огня.

— Учительницы не считаются! — закричал попугай. — Это совсем другое дело. Учительницы для того и нужны, чтобы математику объяснять.

— Жаль, — вздохнула мартышка, — что у нас тут нет никакой учительницы. Сильно умно жать хочется. Может, какую-нибудь позовём?

— Ты что? — испугался слонёнок. — Не надо.

— Я, — сказал попугай, — сам буду — ваша учительница. Сейчас я вам эту математику объясню.

Попугай убежал в кусты и вышел из них совершенно другим шагом.

— Садитесь, — строго сказал попугай.

Слонёнок сел на траву. Мартышка тут же забралась ему на макушку и села там между ушей.

— Сейчас будет урок математики, — очень строго сказал попугай мартышке. — На математике так не сидят. Слезай оттуда.

— Попугай, — мартышка поудобней устроилась между ушами, — ты всё перепутал. Я же не на математике, на слонёнке сижу.

— Всё равно слезай, — потребовал попугай. — Или я тебя сразу исключу. Из школы.

Испуганная мартышка быстренько скатилась на траву.

— А можно, я… — начал удав.

— Хочешь спросить, — перебил его попугай, — подними руку.

Удав поднял хвост.

— Лежать на математике можно?

— На математике? — возмутился попугай. — Нельзя!

Но тут попугай вспомнил, что удав не умеет сидеть, потому что ему не на чем.

— Ладно! — разрешил попугай. — Лежи. Для тебя сделаем исключение.

— Из школы? — ахнул слонёнок.

— Нет. Из правила. — Попугай хлопнул крылышками. — Всё. Прекратили разговоры. Начинаю урок.

Мартышка и удав глядели на попугая во все глаза. Слонёнок тоже глядел.

— Э-э-э-э… — Попугай уже открыл клюв, чтоб начать объяснения, и… закрыл его обратно. — Нет, — сказал попугай, — так ничего не выйдет. Нужно наглядное пособие.

— Какое? — удивился удав.

— Наглядное. Вы на него поглядите, и всё сразу станет ясно. Что бы вам такое показать?

— Меня! — подпрыгнула мартышка. — Меня показать надо. Я буду ваше, — тут мартышка опустила глаза и немножко постеснялась, — ненаглядное пособие.

— Наглядное, — поправил попугай.

— Нет. Ненаглядное. Чтоб глядели, глядели и наглядеться на могли.

Попугай не успел ничего возразить, мартышка закружилась и станцевала такой удивительный танец, какого ни удав, ни слонёнок, ни даже попугай никогда в жизни не видели. Она дрыгала ногами, размахивала руками, вертела головой и столько раз перекувырнулась, что друзья совсем сбились со счёта.

— Очень красиво! — захлопал ушами слонёнок, когда мартышка наконец устала и упала на траву.

— Красиво, — согласился удав, — но непонятно. При чём тут математика?

— Ни при чём, — сказал попугай. — Не хватает бананов.

Совершенно обессилевшая мартышка вспомнила про бананы и сразу почувствовала прилив свежих сил.

— Ещё как не хватает! — закричала она, вскакивая. — А что, уже можно хватать?

— Нельзя! — Попугай на всякий случай взлетел на гроздь бананов. — С этими бананами мы сейчас будем совершать научные действия.

Удав затаил дыхание.

— Математика — наука в четырёх действиях, — сказал попугай. — Вычитание, умножение, деление и сложение. С чего начнём?

— С самого интересного, — попросил удав.

— Сложение, — объявил попугай, — это такое научное действие, когда к чему-нибудь что-нибудь прибавляют. Например, бананы. Дайте мартышке два банана.

Слонёнок оторвал от грозди два банана, а удав передал их мартышке.

— Спасибо! — кивнула благодарная мартышка. — Спасибо!

— Теперь, — сказал попугай, — прибавим ей ещё два, а я отвернусь и скажу, сколько у неё бананов стало.

— Как же ты узнаешь, если отвернёшься? — удивился слонёнок.

— Сложу бананы в уме.

Удав передал мартышке ещё два банана.

— У мартышки стало четыре банана! — гордо сказал отвернувшийся и даже закрывший глаза попугай.

Все помолчали. В тишине было слышно только какое-то плямканье.

— Попугай, — сказал слонёнок, — наверно, ты там, в своём уме, немножко ошибся.

— Да, — подтвердил удав. — У тебя в уме четыре банана, а у мартышки ни одного нет.

— Сейчас проверю! — Попугай ещё крепче зажмурился и снова стал складывать в уме. — Два, мгм, и ещё два, мгм… будет… получается… четыре. Должно быть четыре.

— А нету! — искренне удивилась мартышка, разглядывая свои пустые ладошки.

— Давайте сначала! — потребовал попугай. Он зажмурился изо всех сил. — Начали! Дайте мартышке три банана. Дали?

— Дали! — откликнулся слонёнок, с грустью глядя на сильно похудевшую гроздь.

— Теперь ещё три. Мартышка, дали тебе ещё три банана?

Мартышка ничего не ответила.

— Эй, где вы все? — покрутил головой зажмурившийся попугай.

— Мы тут, — сказали удав и слонёнок.

— А мартышка почему молчит?

— Говорить не может, — сказал удав. — Рот занят.

— Чем? — удивился попугай.

— Чем, чем… — вздохнул слонёнок. — Ясное дело чем. Бананами. Вот чем.

— Что-о-о-о!!!

Попугай обернулся и уставился на быстро-быстро жующую мартышку.

— Ты их ешь? Кто так делает?

— Все! — прожевав, убеждённо сказала мартышка. — Когда бананы дают.

— Нет, — обиделся попугай. — В такой обстановке я сложение объяснять не могу. В такой обстановке я могу объяснять только вычитание. Сколько у неё бананов осталось?

— Раз, два, три, — сосчитал слонёнок бананы, которые мартышка ласково, но крепко прижимала к груди. — Три!

— Отнимите у неё два банана, — велел попугай, — а я пока сосчитаю в уме, что получится.

Слонёнок пошёл отнимать бананы. Удав с интересом наблюдал за этим научным действием, а попугай снова отвернулся и крепко зажмурился.

«Три, мгм, отнять два, мгм, это будет… это получается… — считал в своём уме бананы попугай, — три отнять два — получится… один».

— Отняли? — спросил попугай, не открывая глаз.

— Нет ещё! — пыхтя, откликнулся слонёнок.

— Отнимайте, отнимайте! Что получается?

— По-моему, драка! — сказал удав, глядя, как мартышка пальмовой веткой отбивается от слонёнка.

Мартышка вместе с бананами спаслась от слонёнка на пальму и там их доела.

— Так у нас никакого вычитания не будет! — огорчённо сказал попугай. — Какое может быть вычитание, когда бананы не отдают?

— И не отдам! — крикнула с пальмы мартышка. — Мне такое действие вообще не нравится.

— Ладно, — махнул крылышком попугай. — Слезай! Буду объяснять умножение.

— Когда много, это я люблю, — сказала мартышка, спускаясь по стволу. Она подошла к одинокому, оставшемуся от большой грозди банану и приготовилась смотреть, как он будет умножаться.

— Умножить, — сказал попугай, — это значит взять что-нибудь сколько-нибудь раз. Вот один банан!

— Последний! — вздохнул слонёнок.

— Сначала умножим его на один. Мартышка, возьми этот банан один раз.

Мартышка взяла последний банан, внимательно осмотрела его, очистила от кожуры и отправила в рот.

— Умножился? — поинтересовался удав.

— Сейчас! — Мартышка жевала, жевала, жевала. — Нет, — сказала она, проглотив последний кусочек. — Как был один, так и остался.

— Правильно! — подтвердил попугай. — Если один раз взять один банан — получится один банан. А вот если два раза взять по два банана…

— Где ж их взять? — удивилась мартышка. — Они кончились.

— Неужели? — удивился попугай.

— А как же деление? — спросил огорчённый удав.

— Этим действием, — сказал попугай, — займёмся в следующий раз.

— В следующий раз, — вздохнул слонёнок, — когда займёмся математикой, давайте сначала делить. А потом уже всё остальное.

Оцените, пожалуйста, это произведение. Помогите другим читателям найти лучшие сказки.
СохранитьОтмена

Рейтинг рассказа

4.63
Оценок: 40
533
43
32
20
12

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Оставить комментарий
АА
Закрыть