Паоло был очень деятельным мальчиком. Он ни минуты не мог оставаться без какого-нибудь интересного и полезного дела. Он никогда не скучал, потому что всегда умел придумать себе какую-нибудь игру, работу, занятие. И он был к тому же очень упрямым человеком: однажды решив что-то, не отступал, не бросал дела, не доведя его до конца. Как-то раз во время каникул Паоло расстелил на столе большую карту города и принялся внимательно рассматривать сложное переплетение улиц, особенно запутанное в центре и немного попроще на окраинах.
Рядом оказался компас. Паоло положил его на карту и обвёл карандашом. Зачем он это сделал, он и сам не знал. А когда отодвинул компас и увидел, какой ровный получился круг, то подумал, что было бы очень интересно… Конечно, это была довольно странная идея, но все же почему бы не попробовать? И он тут же решил сделать по городу точно такой же круг, какой благодаря компасу получился на карте. Вообще-то, улицы редко бывают прямые как стрела. Чаще всего они куда-нибудь поворачивают, заворачивают то направо, то налево, все время меняя направление. Даже кольцевые бульвары – это весьма условные круги. Их ведь никто не рисует с помощью компаса. А Паоло задумал пройти по городу в точном соответствии с тем кругом, который получился на карте, ни на шаг не отступая от тонкой линии окружности – чёткой и ясной, как прекрасная мысль.
По чистой случайности круг проходил по той самой улице, где жил Паоло. Мальчик сложил карту и сунул её в карман. В другой карман запрятал булку – на случай если в дороге захочется есть – и, недолго думая, отправился в путь.
Выйдя из дома, он решил пойти налево. Некоторое время круг вёл его прямо по улице. А затем вдруг пересёк её по проезжей части, там, где нет «пешеходной зебры». Но Паоло не отступил от своего намерения. Он тоже вслед за кругом пересёк улицу и остановился перед воротами. Улица шла себе прямо, а линия круга заворачивала в эти ворота. А дальше, похоже, вела к той группе домов, что виднелась вдали, и затем к маленькой площади, что была левее. Паоло ещё раз взглянул на карту, прошёл в ворота и оказался во дворе. Двор пересечь недолго. А дальше что? Дальше – подъезд. В нём – лестница. Подняться? Ну окажется он на последнем этаже, допустим, вылезет на крышу… Но перебраться на крышу соседнего дома не сможет. Это карандашу легко перескочить с дома на дом, а пешком и без крыльев уже не так-то просто.
К счастью, на лестничной площадке оказалось окошко. Высоковато, правда, да и узкое очень. Паоло опять посмотрел на карту – сомнений нет: чтобы двигаться точно по кругу, нужно пройти именно тут. Остаётся только одно – пролезть в это окошко.
Когда он уже ухватился за раму и хотел подтянуться, кто-то вдруг окликнул его, и Паоло так и замер на стене, словно напуганный паучок.
– Эй, мальчик, куда ты лезешь? Что это тебе взбрело в голову? А ну-ка, слезай оттуда! – приказал ему какой-то человек, спускавшийся по лестнице.
– Это вы мне?
– А кому же ещё? Ну-ка признавайся, не воришка ли ты? Да нет, ты совсем не похож на вора! Тогда в чём же дело? Или, может быть, ты занимаешься гимнастикой?
– По правде говоря, синьор… Я только хотел перебраться в тот двор…
– Но для этого надо выйти из подъезда, обогнуть дом и пройти в другие ворота.
– Нет-нет, не могу…
– Понимаю. Ты, наверное, натворил что-нибудь и боишься, что тебе влетит?
– Нет, уверяю вас, я ничего не натворил…
Паоло внимательно посмотрел на человека, который задержал его. Похоже – добрый. В руке – палка, но он не угрожал ею, а только опирался на неё. К тому же он улыбался. И Паоло решил довериться ему и открыть свой план.
– Круг по городу, – повторил синьор, – следуя кругу на карте? Именно это ты хочешь сделать?
– Да, синьор.
– Сын мой, но это невозможно! А что ты станешь делать, если окажешься перед стеной, в которой нет окон?
– Перелезу!
– А если стена будет слишком высокая и ты не сможешь перелезть?
– Сделаю дыру и пролезу!
– А что будешь делать, когда окажешься у реки? Смотри, круг на твоей карте проходит через реку в самом широком месте, и тут нет моста.
– Но я умею плавать!
– Понимаю, понимаю. Ты не из тех, кто легко отступает, не так?
– Ну да.
– У тебя в голове чёткий план, как круг на карте и… Что же тебе сказать? Попробуй!
– Тогда позволите мне пролезть в это окошко?
– Конечно! И даже помогу тебе. Давай подставлю руки. Ну ставь сюда ногу, лезь… Осторожно, не упади!…
– Спасибо, синьор! До свидания!
И Паоло двинулся дальше. Он шёл точно по кругу, ни на шаг не отступая от окружности, которую нарисовал на карте с помощью компаса. И вот он оказался на площади возле конной статуи. Бронзовый конь застыл на мраморном пьедестале в своём вечном движении. Герой, имени которого Паоло не знал, одной рукой крепко держал поводья, а другой указывал куда-то вдаль. Похоже, как раз туда, куда вела Паоло линия его круга. Что делать? Пролезть между ногами коня? Забраться на голову героя? Или попросту обогнуть памятник?…
Паоло обдумывал, что делать, как вдруг ему показалось, будто человек, сидящий на коне, кивнул ему. И даже совсем незаметно – но подмигнул.
– Мне уже начинают мерещиться разные чудеса, – испугался Паоло.
Но бронзовый герой настаивал. Теперь он даже опустил руку, которой прежде указывал цель, и жестом пригласил мальчика.
– Ну, – сказал он, – залезай! На этом коне хватит места для двоих.
– Но я… Видите ли…
– Ну! Хватит испытывать моё терпение! Думаешь, я не сумею проехать по ровному кругу без помощи циркуля? Садись! Я сам повезу тебя в твоё геометрическое путешествие. Ты этого заслуживаешь, потому что не останавливаешься перед трудностями.
– Спасибо! Большое спасибо! Только…
– Уф, как много лишних слов! И ты к тому же ещё гордец. Не любишь, когда тебе помогают?
– Не в этом дело…
– Ну тогда, выходит, только в том, что ты очень любишь болтать попусту! Забирайся, и -поехали! Ты нравишься мне, потому что умеешь придумывать интересные дела и не боишься трудностей. Быстрее! Лошадь уже просыпается. Не знаю уж по какому волшебству, но ты оказался здесь как раз в тот единственный день в году, когда нам позволено сойти с пьедестала и скакать, как в былые времена. Ну так ты решишься, наконец, или нет?
И Паоло решился. Он ухватился за руку героя… И вот он уже в седле! И уже летит… И под ногами у него весь город! А на нём светится золотой круг – прекрасная сверкающая дорога, ровная и точная, как и та, которую он нарисовал на карте с помощью компаса.
Размышляя, как же быть, Паоло оглядел площадь, на которой стоял памятник. Линия круга пересекала её и вела прямо к старинному собору с высоким куполом. Линии не требуются двери. А как быть ему? Как он пройдёт через эту толстую, словно у старинной крепости, стену? Чтобы не отклониться от окружности, нужно забраться на купол. Легко сказать! Без верёвки и гвоздей этого не сделает и самый опытный альпинист, самый смелый скалолаз. Нет, тут ничего не выйдет. Придётся отступить. Мечта неосуществима. Дороги жизни никогда не бывают такими ровными, чёткими и безупречными, как геометрические фигуры.
Паоло ещё раз взглянул на героя. Недвижный и суровый, он продолжал указывать с высоты своего пьедестала на какую-то далёкую и недостижимую цель. Медленно и печально побрёл Паоло домой, невольно следуя причудливым и необъяснимым поворотам привычной дороги.
Размышляя у памятника, как же быть, Паоло вдруг почувствовал, что кто-то тронул его маленькой тёплой ручкой.
– Хочу домой! – услышал он детский голосок. Это был маленький мальчик, лет трёх. В глазах
у него стояли слезы, и он доверчиво смотрел на Паоло.
– Где ты живёшь?
Мальчик показал куда-то в сторону.
– Хочу к маме!
– А где она?
– Там!
Это «там!» он тоже показал весьма неопределённо. Ясно было только одно – ребёнок потерялся и не знает дороги домой. Он ухватился за руку Паоло и не отпускал её.
– Отведи меня к маме!
Паоло хотел было сказать, что не может, что у него есть дела поважнее, но мальчик с такой надеждой посмотрел на него… Ладно, круг подождёт… В другой раз…
– Идём! – сказал Паоло. – Идём искать твою маму!
Комментарии