В популярной сказке для малышей Колобок изображается румяным кругляшом, который катится по траве, весело подпрыгивая и напевая задорную песенку. Озорной персонаж - пшеничный хлебчик, испечённый заботливой старушкой. По просьбе деда бабушка собрала остатки муки, замесила на сметане пышное тесто и слепила колобок - круглый хлеб. Обжарив мучное изделие на шкворчащей сковороде, женщина оставила его на подоконнике охлаждаться. Но Колобку не лежалось спокойно: спрыгнул на пол и покатился к дверям. Вот он уже и на улице - катится по дороге и радуется, что благополучно ушёл от деда и бабки.
Характер у Колобка весёлый, бесшабашный и неугомонный. Персонаж проявляет самоуверенность и хвастливость. По пути он сочиняет песенку-дразнилку, которую поёт всем встречным зверям. В ней он откровенно любуется собой, кичится своей быстротой и неуязвимостью. "Я такой герой, что никто со мной не справится! Что вы мне можете сделать?" - такой самонадеянный посыл слышится в речи Колобка. И в самом деле, маленькому озорнику удаётся уйти от ошарашенных обитателей леса - быстрого зайца, голодного волка и могучего медведя.
Песенка неуловимого хлебца звучит несколько раз, и с каждым повтором напряжение усиливается. Но Колобку везёт, он остаётся живым и невредимым. И когда встреча с медведем, самое страшное испытание, оказывается позади, на пути хвастуна встречается милая лисонька. Хитрая лисица видит, что самолюбование кругляшика не знает границ и льстит Колобку, нахваливая его песенку и упрашивая спеть на бис. Самоуверенный герой глазом моргнуть не успевает, как рыжая плутовка его проглатывает. Так персонаж становится жертвой собственной глупости.
Слово "колобок" - уменьшительно-ласкательная форма существительного "колоб", означающего "шар, скатанный ком, круглый хлеб". Синонимы - "колобуха", "колобан". Корень лексемы восходит к словосочетанию "kolo biti" - "взбивать масло". Колобком в древнерусской культуре называли толстую круглую лепёшку, которая разбухала в печи и превращалась в румяный шар. Для её приготовления смешивали ржаную, овсяную и пшеничную муку. Обычно хозяюшки брали остатки из разных мешков - "по коробу скребли, по сусекам мели". Хлеб получался вкусный - необыкновенно мягкий и ароматный. Он долго не черствел, сохраняя отменные вкусовые качества. Домашний хлебушек стал прототипом говорящего кругляша и обрёл известность, которой позавидовал бы любой актёр или блогер. В России невозможно найти человека, не знающего историю Колобка: с этой коротенькой сказки начинается знакомство малышей с литературным творчеством.
Сюжеты про сбежавшие мучные изделия распространены в мировой детской литературе. В Америке популярна сказка про Имбирного Мальчика. Это аппетитное печенье в форме человеческой фигурки. Имбирный человечек носит курточку из шоколадной глазури с пуговками-изюминками и выглядит настоящим франтом. Он сбегает из родного дома. Его уговаривают вернуться домашние животные, но эгоистичный мальчишка их не слушает и попадает на обед к лисе.
В Англии есть свой герой-беглец - Джонни Пончик. Он ведёт себя точь-в-точь как русский Колобок и его тоже съедает лисица. В 90-е годы в английской литературе появился ещё один интересный персонаж - Вонючий Сырный Человечек. Окружающих передёргивает от его запаха, но сам герой уверен: он столь прекрасен, что все мечтают его съесть. Сырный воображуля убегает от каждого встречного, считая себя неотразимым и самым аппетитным.
Немецкий сказочный персонаж в отличие от своих собратьев демонстрирует благородство. Не желая быть съеденным, Толстый Блин убегает от трёх престарелых фрау, зайца, волка, лошади и свиньи. Однако, встретив голодного ребёнка, сжалившийся блинчик сам запрыгивает в рот малышу.
Образ Колобка появился в те далёкие времена, когда детской литературы ещё не существовало. Исследователи полагают, что изначально круглый хлеб символизировал солнце. Язычники поклонялись дневному светилу как животворящему источнику тепла и света. Возможно, колобок играл роль жертвенного подношения и предназначался в подарок солнышку.
После крещения Руси и свержения языческих идолов популярные мифы претерпели метаморфозы - народ подстраивал их под новую реальность. Христианская религия проповедовала смирение и послушание, а Колобок изображался бунтарём, который сбежал от своих хозяев и понёс наказание. Персонаж отрицал предназначение, которое было уготовано ему свыше, считая себя умнее всех. Покинув бабку и деда, он кичился своей неуловимостью, а потом поплатился за своеволие и хвастовство.
Поучительная сказка представляла в виде метафоры печальные последствия отделения человека от общины, семьи, родных традиций. Отщепенец-индивидуалист становился "перекати-полем", его ожидало бесполезное существование с грустным жизненным финалом.