Лесной хозяин изображается низеньким стариком с зелёными глазами, кустистыми бровями и рыжими волосами. Его одежда вывернута наизнанку, а на ногах старые лапти. Леший носит с собой корзину, пастуший кнут или деревянную дубинку. Он часто принимает человеческий облик, но в целом это многоликий персонаж. Повелитель чащоб может предстать в образе зверя - волка, медведя или чёрной кошки. Старичок также любит превращаться в филинов, сорок и ворон. Умеет он принять вид старого дерева с раскидистыми ветвями, став частью густых дебрей. Иногда мифический дух вовсе не утруждается метаморфозами, а просто летает по родным зарослям невидимкой. В такие моменты в лесу поднимается сильный ветер, по направлению которого можно отследить перемещение неугомонного лешего.
В фольклоре персонаж наделяется недюжинной силой: в одиночку может повалить огромный дуб, а если захочет придержать телегу, ни одна лошадь не сдвинет её с места. Будучи хозяином леса, лешак владеет языком животных, понимает щебетанье птиц и знает, о чём шелестит каждая травинка. Ему беспрекословно подчиняются все местные обитатели - от матёрого медведя до быстроногого зайца. Ещё одна любопытная способность лешего - умение менять свой рост, легко увеличиваясь и уменьшаясь. При необходимости крохотный старичок-боровичок вырастает на глазах и достаёт до макушек высоких елей.
Нрав у хозяина непредсказуемый. В благом расположении духа он ведёт себя степенно: спокойно прогуливается по лесным угодьям, следит за порядком и лечит заболевших зверушек. Любит леший понаблюдать за грибниками, охотниками и пастухами. Если люди относятся к природе бережно и уважают здешнего хозяина, он считает их своими гостями и радушно принимает: показывает грибные и ягодные поляны, помогает найти заплутавшую корову, оберегает от змей и хищников.
Однако дедушку легко вывести из равновесия. Он терпеть не может наглых пришельцев, которые шумят, бросают мусор, ломают деревья, убивают животных и птиц ради развлечения. Также леший не любит чересчур болтливых людей, нарушающих тишину. Рассердившись, лесной дух делает всё, чтобы наглецы бежали из его владений без оглядки. Он издаёт жуткие звуки: оглашает окрестности разбойничьим свистом, волчьим воем, совиным уханьем и безумным смехом. Разбушевавшийся лешак носится по чащобе невидимым вихрем - деревья стонут, ветки трещат, трава шуршит.
Испугавшийся человек спешит покинуть лес, да не тут-то было! Знакомая тропа неожиданно теряется из виду, приходится блуждать и искать выход, которого будто и нет. Мстительный леший водит провинившегося посетителя по кругу, не давая выбраться. Иногда он принимает обличье знакомого - родственника, друга, соседа, и зовёт за собой, уводя всё дальше, в самую глушь. Хорошо, если хозяин смилостивится и, натешившись вволю, отпустит человека с миром. Ведь может разозлившийся лесовик и завести несчастного в непролазные дебри, где тот погибнет от голода, холода или звериных зубов. Поэтому лучше не гневить лесного владыку и вести себя прилично.
В быличках и легендах леший показан неоднозначным персонажем. Он представляет демоническую силу, изначально враждебную человеку. Тем не менее, дух редко причиняет людям серьёзный вред без веской причины. Правда, иногда он проказничает ради забавы: пугает народ и вынуждает плутать по извилистым тропинкам. Чтобы не стать жертвой таких шуточек, положено задабривать лесного хозяина - входя в его владения, оставлять на ближайшем пеньке кусок пирога, сахар или орешки. Охотники дарят лешему табачок - откуп за убитых животных.
Обращаться к лесному духу принято уважительно - "хозяин" или ласково -"дядя", "дед", "дедушка". Этот обычай уходит корнями в древнюю славянскую культуру, в которой было привычным делом словесно "брататься" с потусторонними силами. Считалось, что нечисть не причинит зла человеку, признавшему с ней родство. А вот слово "леший", находясь в лесу, не стоит произносить - сказочный старичок этого не любит.
В фольклоре леший частенько изображается одиночкой, однако у него есть семья - жена и дети. Лешачихой становится похищенная девушка. Как правило, это пригожая крестьянка или поповна, неосмотрительно отправившаяся за ягодами в одиночку и пропавшая без вести. Лесной дух уносит будущую невесту в непроходимую глушь, где находится его деревянный домик или землянка. Девушка теряет память и не пытается вернуться к близким, навечно оставаясь среди деревьев и диких зверей. У супругов рождаются малыши - лешачата. Если у пары нет своих детей, леший ворует младенцев у селянок, подкладывая полено вместо похищенного ребёнка. Недаром у деревенских жителей посыл "к лешему" означает проклятие и пожелание бесследно исчезнуть.
Лесной дед - завсегдатай народных сказок. В них он выступает второстепенным персонажем, либо играет главную роль - похищает красавицу или испытывает гостя, загадывая тому мудрёные загадки.
Владыка леса встречается во многих авторских произведениях. В балладе Павла Катенина инфернальный старик является мальчику во сне и заманивает его в таинственный лес. В этом сюжете прослеживается сходство с балладой Гёте "Лесной царь". Футурист Велимир Хлебников в своих поэмах создаёт приземлённый и озорной образ лешего.
Совсем иначе раскрывает мифического персонажа поэт Константин Бальмонт - в стихах символиста дух леса олицетворяет зло и безумие. Интересное развитие получает фольклорный образ в поэме Арсения Несмелова "Прощёный бес". Там лесной хозяин получает от Николая Угодника прощение и приглашение в рай.